В первый день состоялось пленарное заседание и работали несколько дискуссионных площадок. Были обсуждены ключевые вопросы конференции: дидактика обучения взрослых в контексте идеи будущего, дидактические основы и педагогические технологии в непрерывном образовании взрослых, социально-психологическое благополучие человека как одна из целей непрерывного образования, междисциплинарность в содержании программ непрерывного образования, модельные решения и практики обучения в контексте идеи будущего.
Во второй день прошли шесть секционных заседаний. Наталья Юрьевна Киселева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии ИСОП ГАОУ ВО МГПУ приняла участие в работе секции «Педагогические технологии и практики обучения взрослых в высшем образовании» и итоговом рефлексивно-обобщающем совещании. В данном секционном заседании выступили коллеги из Сургутского государственного педагогического университета Боброва А.А., Коротовских Т.В. с темой «Развитие инклюзивной компетентности педагогов в системе непрерывного образования». Шевченко Н.И. осветила проблему «Профориентация для взрослых: поиск и пробы призвания и карьеры». Боровских А.В. рассказал о развитии педагогического мышления в курсе «деятельностная педагогика». Аронов А.М. сделал доклад о проблемах проектирования условий инициации образовательной инициативы студентов педагогического бакалавриата.
Эпиграфом к докладу Натальи Юрьевны Киселевой послужило высказывание Ю.М. Лотмана «книга — отправная точка, чтобы исходя из нее подключить собственное педагогическое творчество». В своем докладе «Совершенствование читательской грамотности студентов для успешного обучения и овладения будущей профессией» Наталья Юрьевна рассказала о международных исследованиях читательской грамотности в программах PISA и PIAAC. Было отмечено, что среди взрослых с трудностями чтения выделяется отдельная группа людей с дислексией. Под понятием «дислексия развития» понимаются трудности чтения, которые начались в школьном возрасте, продолжились в подростковом и остались во взрослом.
Если у взрослого человека трудности чтения существенным образом препятствуют обучению или деятельности в повседневной жизни, советуем обратиться в «Центр для взрослых с дислексией», который работает на базе ИСОП МГПУ. Записаться на диагностику в Центр или получить больше информации о дислексии у взрослых можно через Telegram-канал (QR ниже).
С целью совершенствования читательской грамотности студентов для успешного обучения и овладения будущей профессией Н.Ю. Киселевой с использованием технологического подхода был подготовлен развивающий курс «Эффективное чтение». Этот курс разработан для обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего и высшего образования по направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», «Психологические науки».
Задачи курса «Эффективное чтение»:
- показать возможности чтения как позитивного ресурса для человека и обозначить пути разрешения внутренних конфликтов с помощью текстов;
- расширять представление студентов о specific learning disabilites у школьников, показать способы выявления трудностей обучения у детей, дать рекомендации будущим педагогам по работе со школьниками с особыми потребностями;
- развивать навыки рационального чтения студентов: увеличение скорости чтения, автоматизация чтения про себя, совершенствование навыков анализа текста, критическое осмысление текстовой информации;
- совершенствовать приемы работы с текстами разных стилей и способы создания вторичных тестов как функциональных навыков для процесса обучения в высшей школе и будущей профессии.
В докладе Н. Ю Киселевой было отмечено, что материалы курса «Эффективное чтение» в 2023 г. внедрены в обучающий процесс института среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского ГАОУ ВО МГПУ. А в настоящее время этот развивающий курс проводится для студентов института специального образования и психологии ГАОУ ВО МГПУ.
Секционное заседание «Педагогические технологии и практики обучения взрослых в высшем образовании» было завершено круглым столом «Проблемы развития педагогического мышления преподавателей и студентов». В целом, работа на VII Международной научно-практической конференции по непрерывному образованию взрослых была очень плодотворной и полезной. Конференция задала фокус обсуждения дидактических основ образования взрослых, педагогических технологий и практик, направленных на личностное и профессиональное развитие в контексте непрерывного образования.