18 декабря 2020 года состоялся Международный педагогический форум «Развитие цифровых компетенций и функциональной грамотности школьников: лучшие практики дистанционного образования на русском языке», организованный Московским городским педагогическим университетом в рамках Гранта Министерства просвещения Российской Федерации.
Форум стал большим событием в педагогическом мире, в нем приняли участие около 1000 педагогов, экспертов и ученых в области образования и развития новых видов грамотностей из более чем пятнадцати стран: Казахстана, Беларуси, Киргизии, Монголии, Иордании, Испании, Великобритании, Чехии и другие. Форум проходил в смешанном формате: в Ереване участников принимала Основная школа № 8 имени А.С. Пушкина, а всех, кто подключился к обсуждению онлайн — дистанционная площадка Московского городского педагогического университета.
В своей приветственной речи Елена Геворкян, Председатель организационного комитета, доктор экономических наук, профессор, первый проректор Московского городского педагогического университета, академик Российской академии образования отметила актуальность темы Форума, обсуждение которой позволит «при переходе к цифровым технологиям, к дистанционному образованию не потерять учителя и систему воспитания».
Со стороны Армении участников приветствовали Ацамаз Биченов, исполняющий обязанности руководителя Российского центра науки и культуры в Ереване и Карен Саргсян, исполняющий обязанности начальника управления общего образования аппарата мэрии Еревана
«В современном мире, использование цифровых технологий и эффективных методов дистанционного образования приобретают особое значение, они позволяют компенсировать нехватку языковой среды и мотивировать учащихся изучать русский язык» - считает Ацамаз Биченов.
В первой половине дня Форума состоялись выступления российских и зарубежных спикеров, которые представили лучшие практики использования методов и технологий дистанционного образования на русском языке в области формирования цифровых компетенций и функциональной грамотности школьников: естественнонаучной грамотности, креативного мышления, математической грамотности, финансовой грамотности, читательской грамотности, глобальной компетентности.
Во второй половине дня педагоги и гости форума приняли участие в тематических секциях, воркшопах, где был представлен опыт отечественных и зарубежных школ в области развития функциональной грамотности школьников на русском языке в условиях смешанного и полного дистанционного обучения: технологии формирования функциональной грамотности и цифровых компетенций школьников на русском языке, открытые образовательные ресурсы в организации проектной и исследовательской деятельности в области развития функциональной грамотности школьников, модель обучения «равный к равному» (Peer-to-peer) в коммуникативных образовательных дистанционных технологиях на русском языке и другие.Участие в форуме смогли принять не только взрослые, пройти диагностику сформированности функциональной грамотности и цифровых компетенций обучающихся в формате интерактивного квиза, на ровне с остальными, было предложено школьникам и студентам.
Международный педагогический форум «Развитие цифровых компетенций и функциональной грамотности школьников: лучшие практики дистанционного образования на русском языке» является третьим, заключительным Форумом из сета мероприятий, посвященному технологиям и методам открытого образования на русском языке и обучение русскому языку в условиях системы полного дистанционного образования. Первый форум прошел 25 ноября 2020 г. в г. Бишкеке, Кыргызская Республика, второй — 4 декабря 2020 г. в г. Улан-Батор, Монголия.