Top.Mail.Ru

Развитие ребенка и детсад: как не превратить игру в псевдоигру

В журнале «Культурно-историческая психология» Том 19. № 2 (2023) вышла статья Анны Якшиной и Татьяны Ле-ван, сотрудников лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, о стратегиях сопровождения игры в детских садах. В ней они рассказали о результатах исследования, проведенного в дошкольных группах в 2022 году.

Эксперты изучили, как педагоги понимают роль игры в развитии ребенка и выявили, какими критериями они пользуются для различения игры и псевдоигры (о том, что это за понятие мы расскажем дальше). Кроме того, исследователи выяснили, чем отличаются стратегии сопровождения игры у педагогов с разным пониманием игры и ее развивающей ценности.

Игра подменяется псевдоигрой

Педагоги, признавая ценность игры, стремятся максимально интегрировать ее в жизнь группы, что парадоксально может препятствовать развитию игры. Попытка превратить детскую игру в занятие или использовать ее для обучения часто приводит к навязыванию внешних целей, готовых сценариев, смещению акцента с развития универсальных способностей на освоение предметных знаний, что в итоге приводит к разрушению и исчезновению спонтанной игры из детских садов.

Вот почему мы все чаще наблюдаем следующее: с одной стороны, педагоги много сил вкладывают в создание игровой среды, а с другой — уровень игры дошкольников остается низким. В детских садах можно часто увидеть именно псевдоигру — то, что внешне похоже на игру (есть костюмы, игрушки, некоторый придуманный сценарий, роли), но не является игрой по психологической сути (замысел псевдоигры принадлежит взрослому, а не детям, среда провоцирует на действия исключительно в реальном поле).

Как проходило исследование

Исследование можно разделить на два этапа. Первый— наблюдение в детских садах и оценка качества образовательной среды с помощью шкалы «Поддержка детской игры», разработанной командой Лаборатории развития ребенка.

Обученные эксперты в течение трех часов наблюдали за тем, как педагоги сопровождали игру. Авторы исследования оценивали следующие показатели: материалы для игры, пространство и оборудование, время и переходы между игрой и другими видами деятельности, участие взрослого в игре, косвенная поддержка игры педагогом, поддержка детского взаимодействия.

Вторую часть составило интервьюирование. Сначала педагогам показали два видео: на одном из них была запечатлена игра, на другом — псевдоигра. Затем их попросили прокомментировать увиденное, ответив на вопросы «Как вы думаете — это игра? Почему?» и «Что развивается у детей на видео?».

Стратегии сопровождения игры у педагогов с разным пониманием игры различаются

Исследования показали, что педагоги, которые различают игру и псевдоигру, создают более благоприятную игровую среду. Они чаще включаются в совместную игру и занимают партнерскую позицию. Как правило, в таких группах есть большие промежутки для игры (1 час и более), кроме того, распорядок дня там отличается гибкостью — учитываются интересы играющих детей.

В свою очередь, педагоги, которые не различают игру и псевдоигру, и рассматривают псевдоигру как высокий уровень развития игры, создают реалистичную игровую среду в детском саду. При этом они чаще занимают отстраненную или дидактическую позиции в совместной игре. Времени на игру мало и доступные промежутки дробно разбиты. Исследователи обнаружили, что такие педагоги подчеркивают развивающую ценность псевдоигры, а вот спонтанная игра ими понимается как игра, но воспринимается скорее как развлечение или баловство, низкий уровень развития игры.

В целом условия для развития игры в большинстве дошкольных групп остаются на минимальном уровне, впрочем, были выявлены и группы с хорошими условиями для поддержки игры. Наиболее высокое качество условий для поддержки игры было в группах, где работают педагоги, высокого оценивающие развивающий потенциал спонтанной игры и отличающие ее от псевдоигры. В целом анализ условий для поддержки детской игры позволил выявить сильные стороны современных дошкольных практик: в большинстве групп детям предоставляется пространство и хотя бы минимальное время для свободной деятельности в первой половине дня (в сумме не менее 25 минут). В сравнении с данными более ранних исследований это может указывать на позитивный сдвиг, произошедший в понимании развивающей ценности свободной деятельности.

При этом также исследование позволило обозначить ключевой дефицит сопровождения игры: уровень ролевой игры у большинства педагогов чаще всего недостаточно высокий. С одной стороны, исследование показало, что вопреки распространенному мифу, педагоги играют с детьми и поддерживают игру, игра не исчезла из детских садов, с другой стороны, педагоги сами не выступают в позиции посредника в передаче игровой культуры. Это указывает на необходимость разработки программ поддержки и профессионального сопровождения играющих педагогов, создания условий в детском саду для поддержки спонтанности и педагогической импровизации.

Почему псевдоигра замещает спонтанную игру

Отечественный психолог Лев Выготский говорил, что игра — это творческое преобразование пережитых впечатлений, а не их воспоминание или прямое воспроизведение. Поэтому, если педагог считает детскую игру копированием реальности, то это чаще всего сказывается на том, какую идеальную форму игры он передает ребенку. В таком случае игра подменяется неким образцом, эталоном, что разрушает спонтанность и детский замысел, подменяя его сценарием извне.

И тогда педагог попадают в ловушку: выходит, что он использует игру для обогащения опыта, а не обогащает опыт детей для развития игры. В исследовании это проявилось в дидактической позиции взрослого, создании реалистичной среды, а также в ответах педагогов о высокой развивающей ценности псевдоигры. Такие педагоги в своей практике делают акцент на второстепенных аспектах и предметных знания.

И, наоборот, если педагог воспринимает детскую игру как акт творчества, то он признает субъектность ребенка. В основе игры для него лежат замысел дошкольника и его переживания. Как правило, в подобных группах создается полифункциональная среда, открытая детскому замыслу, есть достаточно времени на игру, поддерживается детской взаимодействие и взрослый играет с детьми как партнер.

Подробнее с исследованиями можно ознакомиться по ссылке.

Фото: Freepik


Персоны



Нужно ли вводить в школах оценки за поведение?


11 апреля 2025 г.


О том, зачем нужны оценки за поведение и как они могут помочь выявить буллинг, рассказала ТАСС начальник департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности, доцент Лариса Овчаренко

Ректор во всем поддерживает ветеранов


11 апреля 2025 г.


11 апреля свой день рождения отмечает ректор Игорь Михайлович Реморенко. От имени всех ветеранов МГПУ поздравляем его и отмечаем большое внимание и поддержку к деятельности ветеранской организации