22 апреля 2021 года на базе Института специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» при поддержке и участии Федерации психологов образования была организована и проведена городская научно-практическая конференция «Разработка новых психологических технологий защиты школьников от агрессивных проявлений среды» в режиме видеоконференции.
Конференция была организована и проведена кафедрой общей и практической психологии.
Основной целью проведения научно-практической конференции было обсуждение теоретико-методологических, организационных и методических аспектов защиты школьников от агрессивных проявлений среды.
На конференции обсуждались следующие актуальные проблемы:
- Проблема социально-ответственного поведения: политическая и гражданская включенность, проявляющаяся в просоциальных и асоциальных формах;
- Агрессия в подростковой и молодежной субкультуре: основные показатели, динамика, тенденции;
- Феномен психоэмоционального и социального давления на ребенка: абьюзивные отношения, буллинг и кибербуллинг;
- Профилактика рисков и угроз для обучающихся, связанных с использованием современных информационных технологий;
- Психологическое сопровождение, помощь и реабилитация подростков, испытывающих психосоциальные проблемы;
- Современные психологические практики воспитания социально-психологических основ личностной самостоятельности в подростковом возрасте;
- Формирование толерантности и резильентности как форма первичной профилактики;
- Психологические аспекты детского суицида: технологии и профилактика;
- Проблема готовности педагогических кадров к решению актуальных задач образования.
В работе конференции приняли участие 329 специалистов образовательных организаций, студентов и аспирантов, из них 234 педагога-психолога из разных образовательных организаций 73 городов и поселков России, членов Федерации психологов образования.
С докладами на конференции выступили ученые и практики из 10 субъектов РФ: Санкт-Петербург; Калужская область, Свердловская область, Астраханская область, Архангельская область, Свердловская область, Ростовская область, Воронежская область, Москва, Московская область.
Пацула Андрея Валерьевича, профессора кафедры экономики и управления, Среднерусского гуманитарно-технологического института (г. Обнинск), доктор социологических наук, доцент. Колесникова Екатерина Дмитриевна, ректор Среднерусского гуманитарно-технологического института, кандидат филологических наук. Бессчетнова Оксана Владимировна, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», доктор социологических наук, доцент Петросянц Виолетта Рубеновна, Воронежский государственный педагогический университет, Кандидат психологических наук, доцент Камакина Оксана Леонидовна, ГБУ ДО ЦППС Кировского района Санкт-Петербурга, педагог-психолог. Каштанова Мария Николаевна, ГБОУ Лицей № 378 Кировского района Санкт-Петербурга, заместитель директора, педагог-психолог, кандидат педагогических наук. Лагутенко Ян Алексеевич, Государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Надежда», социальный педагог, Миронова Марина Олегердовна, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр семья и школа» МАУ ДО ЦСШ, педагог-психолог высшей категории, член Федерации психологов образования России, Рычихина Элина Николаевна, профессор кафедры общей и практической психологии МГПУ, доктор социологических наук, профессор, Бичарова Мария Михайловна, Каспийский институт морского и речного транспорта им. ген.-адм. Ф.М. Апраксина — филиал ФГБОУ ВО «ВГУВТ», кандидат филологических наук, Истомин Владислав Викторович, Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Первоуральский металлургический колледж», Педагог-психолог ВКК. Пасько Елена Викторовна, Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ), Донской Государственный Технический Университет, преподаватель, кандидат социологических наук.
Рассказова Алла Львовна, доцент кафедры общей и практической психологии МГПУ, кандидат психологических наук, доцент. Автономова Ольга Владимировна, педагог-психолог, Замяткина Ирина Михайловна, педагог-психолог — Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония», Красноборова Варвара Сергеевна, ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище им. П.И.Чайковского (колледж)» Педагог-психолог, Шайхеева Миляуша Рафизовна, Заведующая отделением Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Оптимист» г. Сергиев Посад
Все докладчики, основываясь на своих экспериментальных и мониторинговых исследованиях, отмечали эффективность современной работы региональных психологических служб с детьми и подростками по всем частным аспектам преодоления разных агрессивных проявлений среды, при этом подчеркивали необходимость развития новых комплексных технологий личностного и социального развития детей и подростков, при этом отмечалась актуальность расширения комплексной консолидированной работы всего психологического сообщества.
В ходе обсуждения научных докладов был определен круг актуальных проблем, требующих особого психологического контроля и помощи в воспитательной и образовательной работе в школе:
- Формирование гражданской ответственности учащейся молодежи.
- Сопровождение процессов киберсоциализации современных детей и молодежи
- Преодоление асоциальных форм агрессивного поведения подростков
- Развитие ресурсных взрослых качеств личности
- Формирование новых инструментов работы в медиасреде для психологического и идеологического развития молодежи.
- Воспитание личностной самостоятельности подростков.
- Психологическая помощь по проблеме суицидального поведения подростков.
- Преодоление буллинга в подростковой среде.
- Формирование психологической безопасности образовательной среды.
Участниками конференции было отмечено большое значение проведения таких научных форумов в формате совместного обсуждения теоретических и практических достижений психологической практики и постановки новых задач во взаимодействии всех регионов России.