«Учитель — это не профессия, а призвание». Система образования сильно изменилась за последние десятилетия, но мы по-прежнему уверены в незыблемости этого утверждения. А вот в МГПУ доказали, что хорошим учителем может стать если и не каждый педагог, то очень многие. Для этого можно даже не штудировать труды Макаренко — достаточно пройти три уровня на тренажёре-симуляторе. Директор симуляционного центра МГПУ Алексей Рытов рассказал газете «Metro» о том, как 20 тысяч педагогов и директоров школ прошли обучение на тренажёре-симуляторе в МГПУ в течение года.
Чтобы проверить это на собственном опыте, в Москву приехали учителя и представители школьных администраций из 80 регионов России. Уникальная разработка Московского городского педагогического университета основана на многолетних исследования и представляет собой что-то вроде компьютерной игры с отрисованными персонажами. Всего их шесть — «детей» разного возраста, с разным характером и жизненными обстоятельствами. Персонажи то и дело создают учителю какие-то проблемы: отвлекаются на уроках, плохо себя ведут, отказываются участвовать в олимпиадах или вступают в конфликты с одноклассниками. Задача педагога — такие ситуации решать. Вот только универсальных правил здесь нет.
— Это не тесты, тренажёр предлагает решить 20 кейсов, половина из них направлена на развитие эмоционального интеллекта ребёнка, половина — на мотивацию достижений, — объясняет директор симуляционного центра МГПУ Алексей Рытов. — Развитие событий в смоделированной реальности зависит от шагов, которые предпринимает учитель, от фраз, которые он выбирает для общения с учеником. Симуляционные технологии дают обратную связь с ребёнком, без которой полноценного обучения не получится, в лучшем случае это будет зубрёжка.
Первые кейсы моделируют начальную школу. Пробую пройти один из них. Мне достаётся мальчик Ваня с вечно занятой мамой, которой некогда помочь сыну с уроками, не говоря уже о том, чтобы поиграть с ним или лишний раз поговорить. Ваня мешает проводить уроки и задаёт слишком много вопросов, отвлекая на себя всё внимание.
Тренажёр спрашивает меня, чего я хочу добиться: чтобы Ваня перестал мешать или помочь ему разобраться с эмоциями. Сначала мне предлагают посоветоваться с Ваниной мамой или школьным психологом. Я выбираю маму и узнаю, что у нее совершенно нет времени на сына, поэтому Ваня страдает от недостатка внимания. После этого наступает время для разговора, и тренажёр предлагает выбрать нужные фразы, и так шаг за шагом раскрывается многоуровневая игра, очень похожая на реальность. Спустя 20 минут (в реальности это заняло бы не один день) я наконец добиваюсь от него хорошего поведения. Вот только теперь Ваня становится послушным, но очень не уверенным в себе. Я могу принять это или попытаться исправить, вернувшись к началу.
— Пока правильно не решишь ситуацию, симулятор не выпустит тебя на другой уровень, — подсказывают мне эксперты в университете. — Всего их три: базовый, учебный и сложный. Персонажи растут, проблемы усложняются. С нашим тренажёром за один день проживаешь несколько школьных лет.