Top.Mail.Ru

«Работа в школе: ожидание и реальность»: итоги исследования

17 декабря 2020 года лаборатории профессионального развития в образовании Института системных проектов МГПУ в рамках исследования профессиональных дефицитов молодых педагогов, работающих в школе, провела фокус-группу по теме «Работа в школе: ожидание и реальность». В обсуждении приняли участие 13 молодых учителей-предметников из 10 школ Москвы.

Вопросы для фокус-группы составлялись с учетом предварительных результатов анкетирования молодых учителей, в ходе которого было выявлено, что одним из наиболее острых профессиональных дефицитов педагогов является неумение проводить занятия в групповом дискуссионном формате. На вопрос «какая форма работы является для вас самой сложной (фронтальная, групповая, парная или индивидуальная)?» подавляющее большинство респондентов ответили, что именно групповая. А на вопрос «как часто Вы организуете занятие таким образом, что дети обсуждают друг с другом учебное содержание дольше 20 минут?» 72% респондентов ответили «никогда» или «крайне редко».

Эти результаты дали организаторам исследования основание навести фокус на проблемы, связанные с организацией групповой работы в школе, и попробовать выяснить причины затруднений. В ходе беседы от учителей прозвучали нижеперечисленные ключевые тезисы (в порядке убывания значимости):

  • Основная сложность — сформулировать проблемный дискуссионный вопрос или придумать интересное задание для групповой работы. В имеющихся методических пособиях предлагается поделить детей на группы и раздать читать части параграфов. Более оригинальные задания приходится придумывать самим, а это сложно, так как принципы разработки дискуссионных заданий не ясны.
  • Сложно модерировать дискуссию (нет такого умения и достаточной практики). Беседа или превращается в хаос или очень быстро затухает, так как дети не очень много знают по теме и довольно быстро иссякают («у них не так много точек зрения»; «они повторяют мнения друг за другом»).
  • Из-за большого количества учеников в классе (более 35) сложно организовать взаимодействие: слишком шумно, трудно удержать дисциплину.
  • Сложно разделить детей на группы: правильно учесть уровень знаний и психологическую совместимость.
  • Дискуссионные форматы занимают много времени, можно не успеть за программой.

В то же время опрос на эту тему педагогов, имеющих большой стаж, выявил еще одну причину: групповыми дискуссионными форматами эффективно может пользоваться тот специалист, который хорошо «держит» логику разворачивания предмета. Такие форматы требуют от учителя «уверенной гибкости». Если не обладать ею, то работа в группах не принесет никаких преимуществ.

Между тем организаторы исследования отмечают, что именно групповая дискуссионная работа является ключевой для достижения современных результатов образования: критического мышления, умения сотрудничать, учебной коммуникации, творческого мышления, а также большого количества предметных умений. Таким образом, отмеченные учителями сложности дают повод для того, чтобы в процессе вузовской подготовки специалистов обратить особенное внимание на формирование следующих умений:

  • инициирование;
  • модерирование учебной дискуссии;
  • встраивание таких форматов в общую логику преподавания предмета.


Анонсирована программа XIII ежегодной конференция ЕАОКО


26 ноября 2024 г.


В программе — пленарные сессии, круглые столы и секции с участием российских исследователей образования, а также зарубежных экспертов

В МГПУ рассказали о профессии инструктора-проводника для 400 школьников


26 ноября 2024 г.


Насыщенная программа, состоящая из мастер-классов, туристических игр и лекций от знаменитых путешественников, погрузила учащихся в мир туризма