18 и 19 апреля в МГПУ прошла II Международная научно-практическая конференция «Работа с Будущим в контексте непрерывного образования».
Каким должно быть образование, отвечающее на вызовы мира?
Что побуждает людей учиться в течении всей жизни?
Возможно, это желание продвигаться по карьерной лестнице или страх потерять работу, а может быть это просто стремление к самосовершенствованию и нежелание останавливаться на достигнутом.
Почему непрерывное образование стало трендом современности? Участники конференции попытались найти ответы на ключевые вопросы.
Во время приветствия ректор МГПУ Игорь Реморенко отметил изменения, которые произошли в современном образовании в последнее время. Действительно, еще 10 лет назад нельзя было представить, что дети будут посещать парки профессий, а пожилые люди вернутся за парты.
Современная реальность — мир, где нет стабильности и определенности, где технологии непрерывно усложняются. Что может привести общество к процветанию?
Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, утверждает, что переход к непрерывному образованию для Будущего — это в первую очередь сдвиг мышления:
- Осознание неизбежности жизни в условиях сложного неопределенного мира — и готовность жить в режиме образования на протяжении всей жизни.
- Понимание, что образование — это не только профессиональная подготовка, а целостное развитие во всех сферах жизни
- Неразрывная связь образования и здоровья / благополучия
- Качество самого процесса научения и связанные с ним переживания (радость, любовь, доверие, принятие) вновь оказываются в центре образовательного процесса
- Критичность личной инициативы, «умения выбирать» и умения «учиться учиться» (метапознание)
- Субъектность как точка перехода!
Уже сейчас обучение опаздывает и не отвечает потребностям общества, развитию технологий и рынка труда.
Обучение компетенциям, по мнению профессора МГПУ Натальи Жадько, это работа с Будущим. Именно набор компетенций должен придти на смену профессиям.
В то время как население планеты стремительно стареет, особенно актуально звучит тема девальвации возраста, которую затронул Вячеслав Погребенский, Президент-Директор MMIinternational — Международного проектного института (Израиль), ведь дело не в самом возрасте, а в отношении к нему. Это подтвердило выступление директора института непрерывного образования МГПУ Марины Шалашовой, которая рассказала о результатах реализации проекта «Московский серебряный университет», благодаря которому москвичи пенсионного возраста получили не только возможность пройти обучение для души, но и получить новую профессию.
Очевидно, что сейчас требуется изменение методов работы в образовании. Татьяна Якубовская, координатор программы сравнительных исследований в области Future-oriented education Университета Тампере (Финляндия), рассказала о том, как future-грамотность становится основой непрерывного образования во всем мире, на примере образовательной системы Финляндии.
На основании исследований, проводимых в Финляндии на протяжении последних двух лет, новая модель непрерывного обучения должна включать:
- прогнозирование потребности в необходимых профессиях, компетенциях и знаниях;
- перемещение акцента в образовании на теоретическую базовую подготовку и мета-компетенции;
- обеспечение возможности для постоянного образовательного развития: программы высшего образования для работающих людей, карьерный ваучер на обучение для лиц старше 35 лет, отношения между выпускниками и университетам и на протяжение всей жизни и др.;
- обеспечение полной цифровизации всех этапов рабочих процессов;
- многосторонний подход к моделям компетенций и квалификаций.
Во второй день конференции проводились переговорные площадки, тематические секции, мастер-классы, круглые столы, участники которых могли не только узнать практики работы с Будущим, но и обсудить последние тренды и проблемы непрерывного образования.
Екатерина Лукша на своем мастер-классе «Работа с Будущим: межпоколенческий диалог» рассказала об исследованиях и кейсах в этой сфере. Участники сравнили, как в разных возрастных группах меняются профессиональные, интеллектуальные, гигиенические, партисипативные подходы в контексте Будущего. В группе работали представители разных возрастов и профессий: от руководителей частных детских центров развития до специалистов по конфликтологии.
На переговорной площадке «Работа с Будущим через практики вопрошания» (спикер Вадим Карастелев) обсуждалась методологическая база вопрошания. В деятельностном формате участники рассмотрели ряд важных тем: вопрошание как технология постановки и развития мышления, вопрос как способ проявления скрытых ресурсов человек, технология вопрошания как инструмент работы современного ребёнка. В группе работали представители разных возрастов и профессий: от руководителей частных детских центров развития до специалистов по конфликтологии.
В рамках переговорной площадки «Работа с Будущим как основа для создания персональных и коллективных маршрутов» слушатели вместе с Ликой Чекаловой обсудили, как взаимосвязаны образ Будущего и работа с Будущим с деятельностью тьютора. В ходе острой дискуссии участники площадки пытались найти ответ на вопрос: «Как соотнести индивидуальное и коллективное при построении образовательного маршрута и что обеспечивает его успешность».
На мастер-классе Татьяны Якубовской и Льва Плюснина участники рассмотрели опыт Финляндии в работе с Будущим и сравнили программы развития future— и форсайт-грамотности, на примере конкретных образовательных событий рассмотрели методологию форсайта. Спикеры не только рассказали о пути финского образования и стратегии его развития, но и поделились методическими и нормативными материалами.
На круглых столах и тематических секциях участники обсуждали вопросы и кейсы, связанные с непрерывным образованием. Такие практико-ориентированные форматы работы очень понравились слушателям и спикерам конференции, позволили конструктивно пообщаться с коллегами, установить новые профессиональные связи и найти новые интересные возможности для сотрудничества и развития.
По результатам работы конференции были определены ключевые вопросы развития практик непрерывного образования, ориентированных на Будущее. Ключевыми темами обсуждения III Международной конференции станут вопросы «Как внедрить экосистему непрерывного образования в мегаполисе?», «Каковы компетенции будущего?», «Как преодолеть разрыв между поколениями?, «Как правильно работать с прошлым для Будущего?», «Какие педагогические технологии станут пропуском в образовательное пространство Будущего?».
Конференция 2020 года запланирована на апрель. Не пропустите!