9 марта очередной выпуск онлайн-программы «Образовательная среда» был посвящен тому, как помочь учителям быть эмоциональной опорой для своих учеников. Еще в феврале Минпросвещения России запустило работу федеральных горячих линий для детей и родителей, где опытные психологи отвечают на самые разные вопросы тех, кто к ним обращается. Но в школах рядом с детьми — именно учителя. Как разговаривать с детьми в ситуации повышенного беспокойства? Как общаться с их родителями? Как правильно выстраивать взаимоотношения в классе, чтобы атмосфера была благоприятной и конструктивной? В гостях у ведущего программы Александра Милкуса, заведующего Лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики», обозревателя медиахолдинга «Комсомольская правда», побывали эксперты Московского городского педагогического университета
Тамара Богданова, профессор кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий Московского городского педагогического университета, доктор психологических наук,
Лариса Овчаренко, доцент кафедры общей и практической психологии Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук.
Учитель сегодня становится опорой для ребенка и родителей, но и они подвержены риску выгорания, поэтому педагогам тоже важно научиться помогать себе, считает Лариса Овчаренко.
«Учителю необходимо следить за своим эмоциональным состоянием. Ему важно получать положительные эмоции, несмотря на непростое время. Сейчас многие люди активируют запрет на счастье»
Она объяснила, что люди в тяжелые моменты запрещают себе радоваться, считая, что не имеют на это право. На деле, чтобы справиться с тяжелыми жизненными ситуациями, человеку важно разрешить себе получать положительные эмоции, ведь «это часть нашей личности». При этом для предотвращения выгорания необходимо обмениваться чувствами: рассказывать о переживаниях близким, проговаривать мысли вслух, чаще обниматься.
Тамара Богданова подчеркнула, что педагогам стоит особенное внимание уделять подросткам.
«Общение с подростками должно строиться не по типу „родитель — ребенок“, а по модели „взрослый — взрослый“. Тем более что у ребят активно формируется такое важное „психологическое новообразование“, как чувство взрослости. Они считают себя взрослыми, и с ними нужно общаться на равных: выслушивать их и учитывать их мнение»
При этом взрослые должны акцентировать внимание на позитивных качествах ребят, давать им право высказаться и отметить значимость их мнения. Часто только взрослые могут помочь детям разобраться в испытываемых чувствах и переживаниях и, конечно, в будущем избежать депрессивных эпизодов, агрессии, тревожности и других психологических проблем.
Посмотреть запись программы можно в видеозаписях официальной группы Министерства просвещения в ВК.