Негативная информация оказывает влияние не только на взрослых, но и на детей. Родителям важно помочь ребенку справиться со стрессом, который он испытывает от информационного потока. О том, как это сделать, и на какие признаки тревожности стоит обращать особенное внимание, рассказала эксперт.
Доцент Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук Лариса Овчаренко рассказала, что психологи, социологи и другие специалисты проводят немало исследований на тему общения с детьми о драматических событиях и тревожных новостях. Они помогают понять, как именно дети воспринимают информацию о трагических событиях. На основе таких работ Лариса Овчаренко дала рекомендации, которые могут быть полезными для родителей и воспитателей.
Главным правилом является честность: в разговоре с ребенком все вещи нужно называть своими именами. Если говорить, что все хорошо, когда на самом деле ребенок чувствует, что ему плохо, у него возникает диссонанс. Так что взрослому стоит объяснять детям, что именно происходит в реальности, дать им возможность выразить свои чувства, поплакать. Фатальных выводов можно избежать, если просто быть рядом и честно сознаться: «Я тоже боюсь, но мы найдем выход, мы справимся».
Как правильно поговорить с ребенком
Дошкольникам не стоит рассказывать в подробностях о причинах трагических событий. Достаточно обрисовать ситуацию общими словами и дать понять, что папа и мама рядом, все в безопасности. До младших школьников важно доносить такую же мысль: «Мне жаль, что сейчас это с нами происходит. Но мы сделаем все, чтобы ты лично и наша семья были в безопасности». Следует также напомнить о правилах: не поднимать на улице брошенные предметы, не ходить одному, не разговаривать с незнакомцами. С подростками лучше говорить как со взрослыми: бережно ввести в контекст, при этом не нагружать их ответственностью за происходящее.
Со старшими школьниками смерть нужно называть смертью, не заменять это слово «уходом» или «полетом на небеса». Важно учитывать и опыт ребенка: если ему приходилось переживать утрату — это один случай, если еще не приходилось — совсем другой. Взрослые должны помочь справиться с тревогой. Для этого можно использовать такой посыл: «Мы — семья. В мире может происходить все что угодно, но на нашей микро-территории мы будем стараться создавать атмосферу безопасности настолько, насколько это возможно».
Как проявляется тревожность у детей
Детская тревожность проявляется повышением уровня агрессии, нарушениями сна, изменением игровых сюжетов у дошколят. Кроме того, может меняться пищевое поведение у подростков (отказ от еды или наоборот, бесконтрольное заедание стресса). Простуды и обострение хронических заболеваний также могут выступать симптомами стресса, ведь иммунитет в таких случаях ослабевает. Поведенческие изменения могут проявляться отказом выходить из дома, потерей интереса к учебе и хобби.
Как помочь ребенку пережить информационный стресс
Главным остается сохранение общения. В непростые времена люди особенно нуждаются друг в друге, детям нужны спокойные и уверенные родители. Так что взрослым важно следить за собственным эмоциональным состоянием. При необходимости стоит поработать с психологом.
Следует разговаривать с ребенком об эмоциях. Спросите его, что его за день радовало, что пугало или расстраивало, что ему снилось. Так вы поможете развить ему эмоциональную сферу. Не забывайте обниматься. При объятиях вырабатывается окситоцин, он помогает справляться с напряжением — как взрослым, так и детям. Когда ребенок сам подходит, чтобы обнять вас, отвечайте ему взаимностью столько, сколько ему захочется. Тогда он напитается положительными эмоциями и сможет вынести многое.
С ребенком нужно проводить больше времени. Стоит увеличить количество проведенных вместе часов: играть, разговаривать, смотреть то, что интересно ребенку, читать книги. Важно понимать также, что «вредные подростки» будут демонстрировать, что не нуждаются в родителях. Однако нужно спокойно реагировать на это отвержение и напоминать, что вы все равно рядом и всегда поможете.
Источник: Учительская газета
Фото: МГПУ