Top.Mail.Ru

Вышло пособие «Психолингвистика для дефектологов»

Пособие «Психолингвистика для дефектологов» — результат многолетнего научного взаимодействия к.п.н., доцента Юлии Александровны Шулекиной, представляющей кафедру логопедии института специального образования и психологии Московского городского, и Ольги Геннадиевны Ивановской, к.п.н., доцента кафедры логопедии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.

Пособие является актуальным, и потому, интересным. В нем отражены современные научные представления о соотношении языка и речи, психологической структуре процессов восприятия и порождения устной и письменной речи, показаны новые аспекты изучения учебного текста в образовании. Книга ориентирована на дефектологов, поэтому в ней раскрываются особенности психолингвистического подхода к диагностике и коррекции нарушений речи у разных категорий детей с ОВЗ.

Юлия Александровна Шулекина прокомментировала своевременность появления этой книги в арсенале учебных средств студентов-логопедов.

Что изучает психолингвистика?

— Современная жизнь заставляет нас участвовать в различных интеллектуальных, эмоциональных, лингвистических активностях, обусловленных массовым распространением информационных технологий. Растет желание человека высказаться в какой-нибудь форме: каждый теперь имеет шанс одним нажатием кнопки не только заявить о себе миру, но и, возможно, влиять на мнения, впечатления большого количества людей. Поэтому изучение психолингвистики крайне уместно в современном мире, ведь она как наука отвечает на вопрос: что мы делаем, когда говорим, слушаем, читаем, пишем, думаем? Если рассматривать эти вопросы широко, то психолингвистика изучает человека во всем многообразии его возможностей пользоваться языком и речью.

Зачем психолингвистика специальному педагогу, дефектологу, логопеду?

— Сегодня в логопедии большое внимание уделяется разработке технологий работы над речью как управляемым ресурсом. Применяя в диагностике и коррекции речевых нарушений психолингвистический подход, мы строим специальное логопедическое сопровождение детей с проблемами речевого развития с опорой на анализ внутренних механизмов нарушений, трудностей в реализации отдельных речевых действий, ошибок на разных этапах речевой деятельности. И любому специальному педагогу, будь он логопедом, олигофренопедагогом, тифло- или сурдопедагогом, важно знать эти особенности применительно к детям с ОВЗ, чтобы научить их пользоваться речью в разных коммуникативных ситуациях (бытовых, учебных, развлекательных).

Нужен ли очередной учебник по психолингвистике?

— Большинство учебников по дисциплине «Психолингвистика», ставших «классическими», написаны сложным научным языком и зачастую слишком оторваны от практики специалистов в области специальной педагогики и специальной психологии. Наш учебник содержит актуальную для дефектологов информацию, раскрывает широкий спектр вопросов, так или иначе связанных с обучением лиц с ОВЗ, в том числе:

  • Развитие речи ребенка в семье.
  • Язык и речь учителя.
  • Творческий подход к использованию языка. Красота языка.
  • Паралингвистические средства в устной речи учителя.
  • Психолингвистические методики исследования речи.

Учебник также позволяет понять прикладную ценность психолингвистики для профессиональной деятельности учителя-дефектолога, содержит интересные примеры из практики. Это первое учебное пособие по психолингвистике, адресованное учащимся, получающим образование по профилю «логопедия», а также профильным специалистам, работающим в области специального и инклюзивного образования.

Значит, сложные междисциплинарные знания востребованы в современных образовательных практиках?

— Конечно, особенно при разработке новых образовательных технологий. Важно показать студентам-логопедам потенциал психолингвистического подхода, сформировать с помощью него более глубокое, системное видение речевого нарушения. Следует помнить, что каждый человек уникален и имеет свои особенности в понимании и производстве речи. Так что задача логопеда заключается в том, чтобы найти индивидуальный подход, определить причины нарушений и разработать эффективные методики их коррекции, опираясь на разные подходы.



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»