Пособие «Психолингвистика для дефектологов» — результат многолетнего научного взаимодействия к.п.н., доцента Юлии Александровны Шулекиной, представляющей кафедру логопедии института специального образования и психологии Московского городского, и Ольги Геннадиевны Ивановской, к.п.н., доцента кафедры логопедии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.
Пособие является актуальным, и потому, интересным. В нем отражены современные научные представления о соотношении языка и речи, психологической структуре процессов восприятия и порождения устной и письменной речи, показаны новые аспекты изучения учебного текста в образовании. Книга ориентирована на дефектологов, поэтому в ней раскрываются особенности психолингвистического подхода к диагностике и коррекции нарушений речи у разных категорий детей с ОВЗ.
Юлия Александровна Шулекина прокомментировала своевременность появления этой книги в арсенале учебных средств студентов-логопедов.
Что изучает психолингвистика?
— Современная жизнь заставляет нас участвовать в различных интеллектуальных, эмоциональных, лингвистических активностях, обусловленных массовым распространением информационных технологий. Растет желание человека высказаться в какой-нибудь форме: каждый теперь имеет шанс одним нажатием кнопки не только заявить о себе миру, но и, возможно, влиять на мнения, впечатления большого количества людей. Поэтому изучение психолингвистики крайне уместно в современном мире, ведь она как наука отвечает на вопрос: что мы делаем, когда говорим, слушаем, читаем, пишем, думаем? Если рассматривать эти вопросы широко, то психолингвистика изучает человека во всем многообразии его возможностей пользоваться языком и речью.
Зачем психолингвистика специальному педагогу, дефектологу, логопеду?
— Сегодня в логопедии большое внимание уделяется разработке технологий работы над речью как управляемым ресурсом. Применяя в диагностике и коррекции речевых нарушений психолингвистический подход, мы строим специальное логопедическое сопровождение детей с проблемами речевого развития с опорой на анализ внутренних механизмов нарушений, трудностей в реализации отдельных речевых действий, ошибок на разных этапах речевой деятельности. И любому специальному педагогу, будь он логопедом, олигофренопедагогом, тифло- или сурдопедагогом, важно знать эти особенности применительно к детям с ОВЗ, чтобы научить их пользоваться речью в разных коммуникативных ситуациях (бытовых, учебных, развлекательных).
Нужен ли очередной учебник по психолингвистике?
— Большинство учебников по дисциплине «Психолингвистика», ставших «классическими», написаны сложным научным языком и зачастую слишком оторваны от практики специалистов в области специальной педагогики и специальной психологии. Наш учебник содержит актуальную для дефектологов информацию, раскрывает широкий спектр вопросов, так или иначе связанных с обучением лиц с ОВЗ, в том числе:
- Развитие речи ребенка в семье.
- Язык и речь учителя.
- Творческий подход к использованию языка. Красота языка.
- Паралингвистические средства в устной речи учителя.
- Психолингвистические методики исследования речи.
Учебник также позволяет понять прикладную ценность психолингвистики для профессиональной деятельности учителя-дефектолога, содержит интересные примеры из практики. Это первое учебное пособие по психолингвистике, адресованное учащимся, получающим образование по профилю «логопедия», а также профильным специалистам, работающим в области специального и инклюзивного образования.
Значит, сложные междисциплинарные знания востребованы в современных образовательных практиках?
— Конечно, особенно при разработке новых образовательных технологий. Важно показать студентам-логопедам потенциал психолингвистического подхода, сформировать с помощью него более глубокое, системное видение речевого нарушения. Следует помнить, что каждый человек уникален и имеет свои особенности в понимании и производстве речи. Так что задача логопеда заключается в том, чтобы найти индивидуальный подход, определить причины нарушений и разработать эффективные методики их коррекции, опираясь на разные подходы.