21 марта прошла 10-я секция «Музейная педагогика в социально-гуманитарном образовании: вызов времени» в рамках XXII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика». Первая секция прошла в 2016 году в рамках III Всероссийской конференции.
32 участника от музеев федерального, регионального и муниципального уровня: Музей Победы, Музеи Московского Кремля, Нижегородский государственных художественный музей, представители школ Москвы: № 293 им. А.Т.Твардовского, 2001, 1558, 1797; Северский кадетский корпус (Томская обл.), «Лицей № 9"г. Белгород; представители ВУЗов: МГУ им. М.В.Ломоносова, МПГУ, РТУ МИРЕА, ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, Гродненский государственный университет им. Я.Купалы, РАНХиГС, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Институт русского языка им. А.С.Пушкина, МГПУ. Работа секции носила смешанный характер: онлайн включения были из Гродно, Ярославля, Томской области и Москвы. Многие прислали записанные видео-выступления, презентации. Конечно, самый живой интерес вызвали выступления, прибывших на секцию участников.
В рамках секции обсуждалось:
- Музейная педагогика — педагогика сотрудничества
- Работа с вещественными источниками как метод музейной педагогике
- Экскурсия в музейно-педагогической деятельности
- Использование цифровых технологий в работе музея ВУЗа
- Специфика перфоманса как метода музейной педагогики
- Социокультурное проектирование в условиях музея
- Судьбы ветеранов ВУЗа в гражданско-патриотическом воспитании
- Профориентационный дискурс музейных программ
- Выставочная деятельность, визуальное оформление и др.
Общий вывод из обсуждения: музеи различного уровня активно участвуют в образовательном и воспитательном процессе учебных организаций, решают вопросы просвещения и вовлечения обучающихся в проектную и исследовательскую работу. Музеи участвуют в сохранении и изучении наследия, его актуализации путем выставочной деятельности, публикации каталогов, развитии цифровизации в музеях. Большую роль музеи играют в гражданско-патриотическом воспитании, проводят поисковую работу, создают семейные летописи Победы, изучают судьбы ветеранов Великой Отечественной войны своей организации, района, города, дивизий ополчения и своих родственников. Успех в этой работе обеспечивают энтузиасты музейного дела, специалисты, учителя и преподаватели колледжей и вузов.