Организаторами Форума являлись Департамент образования и науки города Москвы, Московский городской педагогический университет, Городской психолого-педагогический центр. Форум проводится под эгидой аппарата Национального антитеррористического комитета.
Целью Форума являлось совершенствование деятельности по противодействию идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде.
В мероприятии через возможности видео-конференц-связи приняло участие более 100 тысяч человек из всех регионов Российской Федерации.
Работа первого дня Всероссийского форума проходила в рамках двух круглых столов. Круглый стол «Профилактика идеологии терроризма в образовательной и молодежной среде: лучшие практики» был посвящен анализу практических подходов к профилактике терроризма в образовательной и молодежной среде. На секции рассматривались важнейшие вопросы, касающиеся направлений профилактики кризисных состояний, как защитных факторов подверженности идеологии терроризма, инструментов и механизмов предупреждения вовлечения молодежи в деструктивную деятельность, опыте московского региона по проведению комплекса общепрофилактических мероприятий антитеррористической направленности.
Круглый стол «Организация работы по выявлению и прогнозированию рисков вовлечения в террористическую деятельность подростков и молодежи» был ориентирован на обсуждение основных аспектов организации работы по выявлению и прогнозированию рисков вовлечения в террористическую деятельность подростков и молодежи. Спикеры познакомили с анализом воспитания традиционных российских духовно-нравственных ценностей, организацией выявления обучающихся, подверженных воздействию идеологии терроризма и реализации в отношении них профилактических мероприятий, возможности использования результатов Национальных исследований качества образования в воспитательной и профилактической работе с детьми и молодежью.
Во второй день форума состоялись круглый стол и пленарное заседание.
Круглый стол «Современные тенденции распространения террористических идей в среде молодежи: прикладные аспекты исследований» был направлен на обсуждение современных тенденций распространения террористических идей в среде молодежи. Участники круглого стола поделились идеями в рамках исследования факторов радикализации лиц, причастных к совершению массовых убийств, подходов к осуществлению идеологической работы в рамках учебного и воспитательного процесса образовательных организаций, исторических аспектов возникновения идеологии национализма, особенностей современных молодежных деструктивных субкультур, требующих учета в профилактической деятельности.
С приветственным словом к участникам пленарного заседании Форума выступил ректор ГАОУ ВО МГПУ И.М. Реморенко. Он подчеркнул актуальность данного мероприятия.
В работе пленарного заседания приняли участие: первый заместитель начальника управления аппарата Национального антитеррористического комитета РФ М.В. Качалин, врио заместителя начальника управления «С» Главного управления по противодействию экстремизму МВД России Денисенко Ю.В., заместитель директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Кикнадзе В.Г., заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Костыряченко Ю.А., директор АНО по формированию безопасной информационной среды «Интернет без угроз» Быкадорова А. С.
Вел пленарное заседание начальник управления реализации государственной политики в сфере воспитания и дополнительного образования Департамента образования и науки города Москвы Антонов Н.В.
На пленарном заседании представители аппарата НАК, Минпросвещения России и Росмолодежи дали установки по совершенствованию организации деятельности и рекомендации по повышению результативности мероприятий по противодействию идеологии терроризма.
В рамках Форума сотрудниками ИПКР под руководством директора института Елены Ушаковой были подготовлены обучающие модули, которые предусматривали демонстрацию учебных фильмов, раскрывающих методики наполнения воспитательных мероприятий антитеррористическим содержанием и психолого-педагогические особенности организации тренировок и учений по действиям при угрозе либо совершении террористических актов.
В разработке и реализации модулей приняли активное участие начальник департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности ИПКР, доцент Лариса Овчаренко , к.пс.н., доцент и старший преподаватель департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности Татьяна Морозова, которые объединили свои знания и опыт для разработки современных и практико-ориентированных программ обучения.
Образовательный модуль «Методические и психолого-педагогические аспекты проведения антитеррористических мероприятий с обучающимися разных возрастных групп» содержит материалы для педагогических работников об основных психолого-педагогических аспектах проведения антитеррористических мероприятий с обучающимися разных возрастных групп, раскрыты возрастные особенности, которые необходимо учитывать при проведении мероприятий, дано описание основных психологических реакций на стрессовые ситуации и как их учитывать в ситуации совладания с условиями экстремальности. Спикерами приведены примерные конструкции речевых модулей, которые можно использовать при проведении антитеррористических мероприятий.
Образовательный модуль «Педагогические и психологические особенности антитеррористических тренировок и учений с обучающимися и педагогами» включает в себя материалы, раскрывающие психолого-педагогические особенности проведения тренировок и учений с обучающимися. Спикеры обсуждают важность позиции педагога в проведении подобных мероприятий, необходимость учета мотивации к участию в учениях взрослых и детей. Специалисты по безопасности раскрывают специфику и важность организации учений и тренировок.
Образователи модули получили высокую оценку участников форума.
Начальник отдела развития ресурсного обеспечения образовательного процесса ИПКР института Константин Ушаков и инженер-электроник Сергей Гапоненко оказали техническую поддержку в организации онлайн-трансляций и записи мероприятий, что позволило обеспечить широкий охват участников форума. Специалисты помогли с настройкой оборудования для видеоконференций, синхронного перевода и других технических аспектов.
Волонтеры института под руководством доцента департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик, к.пс.н. Жанны Журавлевой осуществляли организационное сопровождение спикеров и участников Форума.
По результатам освоения образовательного модуля с 15 ноября по 15 декабря 2024 года на сайте Форума будет организовано тестирование. Участникам, успешно прошедшим итоговое тестирование, будут выданы сертификаты.
Институт психологии и комплексной реабилитации выражает признательность участникам за активное вовлечение и положительные отзывы. Это подтверждает важность и востребованность нашей работы в области профилактики терроризма и экстремизма.