Финал Всероссийской Олимпиады студентов «Я-профессионал» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» состоялся 16 апреля 2024 года на базе корпуса МГПУ на улице Маршала Тухачевского. Центр координации и проведения профессиональных чемпионатов и олимпиад университета и организаторы от института специального образования, и психологии долго готовились к этому событию, старались предусмотреть все: совместно с волонтерами института подготовили аудитории для выступлений, позаботились о питании всех участников мероприятия, продумали навигацию, регистрацию, выдачу сувениров и прочее. Но самое главное, настроились на позитивную и гостеприимную атмосферу. А наши гости — участники и члены жюри — собрались из всех уголков страны.
География Олимпиады поистине впечатляет: Москва, Санкт-Петербург, Курск, Саранск, Махачкала, Томск, Тамбов, Уфа, Шадринск, Пенза, Нижний Новгород, Тюмень, Саратов, Рязань, Псков, Тула, Оренбург, Ярославль, Смоленск, Казань, Новосибирск, Комсомольск-на-Амуре. Из всех этих российских городов приехали студенты бакалавриата и магистратуры, чтобы очно поучаствовать в состязаниях Олимпиады по направлению специальное (дефектологическое) образование. Все они прошли непростой путь к финалу: сначала отборочный этап, в процессе которого студенты проходили тестирование, затем полуфинал, состоящий из решения кейсов. Самые лучшие из 2259 участников, прошедших отборочный этап, дошли до финала, их число составило 95 человек. Участники категории «бакалавриат» показывали мастер-класс, а категории «магистратура» представляли свои проекты.
В проведении финала активно помогали волонтеры ИСОП, это студенты 2 и 1 курса, очного отделения, будущие логопеды. Они встречали, регистрировали гостей, выдавали сувениры, сопровождали в аудитории, помогали модераторам, принимали участие в организации обеда и кофе-брейка.
Все участники финала отметили радушный прием, индивидуальный подход к каждому участнику, профессиональную работу жюри. Вот несколько высказываний гостей Олимпиады.
Никитцева Дарья, Мурманск: «До сих пор переживаю приятные эмоции от диалога с экспертами во время выступления. Сколько мотивации добавляет встреча с мастером!».
Шедогубова Анастасия, Новосибирск: «Мне понравились задания в финале олимпиады „Я-профессионал“ тем, что они могут действительно отразить все твои знания и навыки в сфере специального дефектологического образования».
Костина Марина, Саратов: «…на финале была очень дружелюбная атмосфера, все друг друга поддерживали и волнения перед выступлением у меня почти не было. По организации было все замечательно».
Студенты- волонтеры не только помогали в организации Финала Олимпиады, но и выступали в роли интервьюеров. Своими мыслями относительно итогов и перспектив Олимпиады по направлению специальное (дефектологическое) образование поделилась доктор психологических наук профессор, заведующий лабораторией инклюзивного образования ИСОП Ирина Юрьевна Левченко. Уже в седьмой раз Ирина Юрьевна является экспертом Олимпиады, неоднократно освещала ее различные аспекты в профильных журналах, делилась своими идеями и предложениями, которые уже нашли свое воплощение при подготовке участников. Эксперт отмечает, что от сезона к сезону происходит несомненный рост качества представляемых участниками материалов. И это, конечно, заслуга и наставников молодых участников Олимпиады, и ее организаторов от ИСОП, которые проводят большую подготовительную работу через вебинары и другие формы информирования участников. Олимпиада большое дело, не только в плане профессионального роста участников, она является индикатором качества подготовки бакалавров и магистрантов по направлению специальное (дефектологическое) образование.
И как это не кажется парадоксальным, но на сегодняшний момент нельзя выделить Вузы-лидеры, которые готовят студентов очень хорошо, и Вузы, которые готовят плохо. Студенты разных Вузов нашей страны, даже небольших провинциальных, представляют очень талантливые работы. Сегодня уходит некий снобистский взгляд на то, что учиться можно только в Москве или Санкт — Петербурге. Все это наводит на мысль, что на всей территории нашей огромной страны, при всем многообразии Вузов, от старейших до совершенно молодых, есть единое образовательное пространство, готовящее специалистов в области специального (дефектологического) образования. И это внушает оптимизм и надежду на то, что наша единая отечественная дефектологическая школа будет жить и развиваться. И еще одна очень отрадная тенденция подчеркнута Ириной Юрьевной. Среди студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование, растет и крепнет волонтерское движение. Практически все участники Олимпиады в самопрезентации рассказывают о своем активном участии в волонтерских мероприятиях, представляют интересные волонтерские проекты, направленные на помощь детям с ОВЗ и их семьям. Таким образом, Олимпиада, как лакмусовая бумажка, показывает состояние нашего специального (дефектологического) образования и помогает определить необходимые векторы его развития.