Результаты исследования, проведенного лабораторией здоровьесберегающей деятельности в образовании Института системных проектов МГПУ под руководством Ириной Рябовой, показали, что московские учителя хотят получить знания и практические навыки по организации профилактики и коррекции нарушений осанки у детей.
Лаборатория здоровьесберегающей деятельности в образовании Института системных проектов МГПУ в декабре 2018 года провела в московских школах исследование, целью которого стал анализ осведомленности педагогов в вопросах профилактики и коррекции нарушений осанки обучающихся, а также выявление запросов учителей на обучение навыкам организации такой работы. Итогами исследования поделилась на заседании Ученого совета ИСП МГПУ Ирина Рябова, выступив с докладом: «Профилактика нарушений осанки школьников: взгляд педагога».
Анализ результатов исследования показал, что в последние десятилетия зафиксировано увеличение распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний в процессе школьного обучения. Данные официальной статистики и результаты проведённых исследований дают неутешительные прогнозы: число здоровых детей от первого класса к одиннадцатому уменьшается. Так, значительно выросло число случаев функциональных нарушений и заболеваний костно-мышечной системы (КМС) у школьников. По частоте они вышли на 1-е и 3-е места соответственно среди прочих школьно обусловленных заболеваний. Это имеет серьёзные последствия — медицинские и социальные: болевые ощущения, нарушение функций внутренних органов, ограничение в выборе профессии, инвалидность.
Несмотря на такие неблагоприятные данные, до сих пор отсутствуют эффективные профилактические организационные технологии, способные предупредить возникновение и развитие имеющихся нарушений и заболеваний КМС. Именно поэтому профилактика функциональных нарушений на базе образовательных учреждений является наиболее перспективным направлением улучшения здоровья детей. Преимуществом такой формы работы является неразрывность учебного и оздоровительного процессов, а также непосредственное участие педагогов в охране здоровья школьников.
В ходе исследования был проведён опрос, в котором приняли участие 348 педагогов из 18 образовательных учреждений города Москвы. Большинство респондентов ответили, что следят за осанкой учащихся и знают об основных причинах, вызывающих ее нарушение (85,5%), но на самом деле лишь единицы верно назвали факторы, влияющие на нарушение осанки. Только 35,8% педагогов проводят работу по коррекции и профилактике нарушений осанки на регулярной основе (респонденты ссылались на отсутствие времени и специальных знаний).
Тем не менее, отвечая на вопрос о необходимости получения дополнительных знаний и навыков для профилактики заболеваний КМС, 75% учителей отметили, что хотят получить такую информацию, 70% желали бы приобрести знания и практические навыки по организации профилактики и коррекции нарушений осанки у детей (в рамках ДПО). 86,4% учителей отметили, что нуждаются в методических рекомендациях и наглядных пособиях для такой работы.
Таким образом, результаты исследования, проведенного под руководством Ирины Рябовой, позволили сделать вывод, что педагоги нуждаются в научно-методическом сопровождении по вопросам организации профилактики и коррекции нарушений осанки у школьников. Это в очередной раз подтверждает необходимость разработки и внедрения в процесс обучения комплексной системы профилактики и коррекции нарушений осанки у школьников, начиная с теоретических знаний и заканчивая конкретными практическими методиками.
Подробнее ознакомиться с результатами исследования можно в следующих статьях:
- Рябова И.В., Соболевская Т.А., Нежкина Н.Н., Нехорошева Е.В., Зверев О.М. Изучение уровня и содержания осведомленности педагогов в вопросах профилактики и коррекции нарушений осанки // Санитарный врач. 2019. № 4. С.51−55.
- Соболевская Т.А., Рябова И.В., Нежкина Н.Н. Профилактика нарушений осанки у школьника: взгляд педагога: сб. тез. ХХI Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 15−17 февраля 2019 г.). М., 2019. С. 229.