В конце ноября в образовательном центре «Сириус» состоялся Всероссийский съезд учителей биологии. Большое внимание на съезде было уделено обсуждению новой концепции биологического образования, которая направлена на реализацию национальных целей Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, а также обсуждению новой предметной линии учебников биологии углубленного уровня.
Профессор Московского городского педагогического университета Сергей Суматохин выступил модератором секции «Учебники и учебно-методические ресурсы», где также представил доклад об изданных в 2024 году новых учебниках биологии углубленного уровня для 7−9 классов.
Биологическая подготовка на углубленном уровне должна способствовать развитию мотивации к изучению биологии, пониманию учащимися научных принципов организации деятельности человека в природе, формировать основы экологической культуры и здорового образа жизни, способствовать овладению знаниями для получения дальнейшего биологического образования, считает Сергей Суматохин. Именно эти особенности нашли отражение в структуре и содержании новых учебников биологии углубленного уровня для основной школы.
Согласна с коллегой и учитель биологии школы № 1354 «Вектор» Юлия Аникина:В новых учебниках появляется реальная возможность раскрыть во взаимной связи многие важные вопросы. Так, на примере химической организации мембраны клетки в учебнике для 7 класса показано выделение архей в новый домен. После каждого параграфа приведено пятнадцать разноуровневых вопросов, заданий и тем для дискуссий. Каждая тема заканчивается кейсом из ситуационных биологических задач, составленных на основе реальных жизненных ситуаций. Это делает учебник полноценным учебно-методическим комплексом, — отметил учитель биологии школы № 2065 Федор Окольников.
Также педагогов в новых учебниках привлекли яркие, функциональные иллюстрации жизненных циклов растений, грибов, паразитических простейших и червей. Учителя отметили большое количество подробных описаний лабораторных и практических работ. Например, строение бактерий, исследование степени загрязненности воздуха в помещении. Много внимания в учебниках уделено формированию навыков здорового и безопасного образа жизни, профилактике заболеваний. Описаны и изображены способы оказания первой помощи при таких частых видах повреждений как растяжения, вывихи, термические ожоги.После параграфов идут не только репродуктивные вопросы, но и интересные задания, темы для дискуссий. Например, в главе «Бактерии и археи» есть задание — подумать, почему одна бактерия, у которой есть все возможности бесконечно делиться и давать потомство, равное по объему земному шару, не размножается безгранично. На основе этого можно порассуждать с детьми об эволюционных механизмах и борьбе за существование.
Запись выступления секции «Учебники и учебно-методические ресурсы» доступна в группе ВКонтакте «Сириус» педагогам.Залог успешного современного биологического образования — в балансе между использованием цифровых технологий и традиционными формами обучения, между теоретическими знаниями и практическими навыками, между универсальностью и индивидуализацией образовательного процесса, — уверен профессор МГПУ Сергей Суматохин.