В ноябре профессор кафедры русской литературы института гуманитарных наук, доктор филологических наук Сергей Васильев оппонировал в городе-герое Волгограде диссертацию Валентины Анищенко «Асомническое пространство в русской литературе начала XIX века», представленную на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности
Диссертация была пдготовленна в Астраханском государственном университете; научным руководителем выступилп -доктор филологических наук, доцент Елена Завьялова.
Из общей характеристики работы.
Являясь уникальным феноменом человеческого существования, категория пространства заслуживает особого осмысления как способ организации эстетической действительности произведений. Художественное пространство представляет собой фундаментальную характеристику реальности, репрезентируемую в текстах любого жанра, направления и стиля. Говоря о литературном процессе первой трети XIX века, следует отметить, что означенные хронологические рамки затрагивают эпоху романтизма -период, в котором одним из сюжетообразующих является мотив сна. Это связано с интересом романтиков к бессознательному, стремлением преодолеть границы реальности, желанием достичь абсолют. Подобное, по мнению мыслителей, становится возможным только в «альтернативной» реальности, которой является пространство сновидения и видения. Оно же впоследствии становится предметом особого литературоведческого интереса исследователей. Сон и природа сновидений интересуют человечество на протяжении длительного времени. Внимание к данным явлениям активно проявляется в мифологии, фольклоре, литературе. Мотив сна — один из наиболее распространённых и устойчивых в искусстве слова.
Взгляд на литературные произведения первой трети XIX века исключительно с онейропоэтического ракурса несколько стереотипизирован, поскольку в качестве одной из характеристик романтической философии выступает мировоззренческий дуализм. Наряду со стремлением романтиков преодолеть условность границ, объединить народы через общую культуру, мифологию, фольклор, ими разрабатываются принципы поэтики (мотив двойничества, особая организация художественного пространства и времени, обращение к мифологическим и народным источникам и др.), содержащие в своей основе системы оппозиций.
Предлагаем краткий фоторепортаж о посещении памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной, — Мамаева кургана, Дома Павлова, панорамы «Сталиградская битва».