В феврале 2022 года прошли курсы повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды», в которых приняли участие управленческие команды 18 школ и 7 детских садов Саратовской области и Краснодарского края. Это первый этап Программы по развитию личностного потенциала, которая реализуется в регионах Благотворительным фондом «Вклад в будущее», Лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ.
Один из главных результатов обучения — проекты по созданию личностно-развивающей образовательной среды в каждом детском саду и школе.
6 и 7 апреля 2022 года состоялись онлайн-встречи, на которых управленческие команды представили свои разработки экспертам — сотрудникам фонда и региональных организаций, а также сотрудникам лаборатории развития личностного потенциала в образовании. Рассказываем о нескольких интересных проектах.
- «Коворкинг-центр „Курс на ресурс“ как основа создания творческой личностно-развивающей образовательной среды» (МОУ «Гимназия № 7» г. Саратова). Идея проекта — развивать новую организационную культуру: «семейную» (акцент на благополучии и комфорте сотрудников) и «инновационную» (новаторство, эксперименты, новые технологии
и т. п. ). Для этого понадобится коворкинг-центр, который будет не только образовательным пространством, но и территорией сотрудничества, позитивного самовыражения, творческой самореализации всех участников образовательных отношений. Педагоги также объединятся в профессиональные обучающиеся сообщества, чтобы совместно обсуждать и реализовывать инновационные идеи, поддерживать друг друга в начинаниях. Реверсивное наставничество (профессионал младшего возраста — наставник для старших), к которому авторы проекта проявили особый интерес, будет также способствовать развитию творческих возможностей всех учителей. - «Театральная лаборатория — территория творческого успеха, развития самостоятельности и инициативы» (МБДОУ детский сад № 5 «Улыбка» муниципального образования Абинский район, Краснодарский край). В центре проекта — театрализованная деятельность, которая станет основой для совместных событий и ситуаций успеха. Она позволит детям, родителям и педагогам развивать творческие способности, эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки, проявлять инициативу и поддерживать доверительные отношения друг с другом. Кроме того, откроются центры сопровождения и поддержки педагогов и родителей, профессиональные обучающиеся сообщества для воспитателей. Пространственно-предметная среда детского сада станет вариативной, насыщенной, а главное — открытой: все желающие смогут участвовать в ее формировании. В помещениях и на территории будут организованы зоны социально-эмоционального развития, арт-объекты, уголки уединения и релаксации, центры детской творческой активности и др.
- «Повышение мотивации к сотрудничеству участников образовательных отношений ДОО через создание личностно-развивающей образовательной среды» (МАДОУ «ЦРР — детский сад № 215 «Капельки солнца» г. Саратова). В проекте сделан акцент на совершенствовании навыков коммуникации и коллаборации воспитанников, родителей, педагогов и управленцев. Планируется создавать и поддерживать детско-взрослые сообщества, развивать соуправление, систему наставничества и связи с социальными партнерами, в том числе творческими объединениями города. Будет проводиться много совместных событий, в том числе мастер-классов родителей для детей и педагогов. В оформление детского сада будут положены принципы социально ориентированного дизайна. В планах — создать зоны релаксации, рефлексивные панели, «свободную стену» и «лестницу успеха», детский уголок, мини-оранжерею, комнату психологической разгрузки
и т. д. - «Школа профессионалов создает личностно-развивающую образовательную среду смешанного типа с преобладающей долей творческой среды и улучшенными показателями эмоциональности, широты и активности» (МБОУ СОШ № 18 пос. Парковый, Краснодарский край). Разработчики проекта видят всех участников образовательных отношений как профессионалов, создающих личностно-развивающую среду. Планируется проведение серии тренингов с родителями, поддержка детской инициативы, развитие сетевого и социального партнерства (например, через «мосты сотрудничества» с другими образовательными организациями). Изменится и школьное пространство: появятся зоны творчества, коворкинга, релаксации, свободного общения и отдыха, а также открытые музеи образовательных событий. Обо всех нововведениях педагоги будут рассказывать на фестивале проектов и ежегодном детско-взрослом форуме «Звездопад успехов».
Эксперты положительно оценили все представленные проекты.
«У вас сложилось видение, как вы будете развиваться и менять среду ваших образовательных организаций. Самое приятное для меня — ваши ответы на вопросы о проектах, когда вы размышляли, сомневались, искали варианты. Было понятно, что само участие в Программе по развитию личностного потенциала для вас значимо. Спасибо за неравнодушие и интерес к теме!» — сказала Людмила Бычкова, ведущий научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала в образовании.