19 мая 2021 года состоялась очередная встреча в рамках семинара МГПУ «Что такое деятельностный подход в образовании». Участники семинара обсудили проекты федеральных государственных образовательных стандартов с позиций деятельностной педагогики.
Заседание открылось докладом Игоря Реморенко, ректора МГПУ, о ведомственных попытках регулирования содержания образования. Спикером представлена ретроспектива регулирования содержания образования от школоведения и единых программ советского периода до современных проектов ФГОС и примерных программ. Анализируя проекты ФГОС, Игорь Реморенко отметил: «В целом будут более подробно прописаны результаты по всем учебным предметам, и по ряду учебных предметов в основной школе вводится деление на два уровня результатов — углубленный и базовый. Скорее всего, такой вариант будет принят. За ним последуют примерные программы (не знаю, какими они будут), которые не носят статус нормативного акта (не регистрируются в Минюст России и не являются инструментом принуждения). В ближайшее время стоит ждать их принятия».
Алексей Воронцов, кандидат педагогических наук, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ, проанализировал прошлое, настоящее и будущее ФГОС начального общего образования. Одним из аспектов анализа стала динамика объема различных разделов программы. По словам Алексея Воронцова, главное достижение новой версии ФГОС относительно версии 2019 года — ликвидация приложения к стандарту с описанием содержания учебного материала по годам обучения. Принципиально текст новой редакции ФГОС практически ничем не отличаются от стандарта 2009 года. «Однако в новой версии ФГОС остались старые „ловушки“, добавились новые и усилились противоречия как внутри текста, так и с ФЗ-273, а также есть „небрежные“ абзацы, не относящиеся к начальной школе», — подытожил докладчик.
Далее выступили сотрудники лаборатории проектирования деятельностного содержания образования, Оксана Знаменская и Ольга Соколова, а также старший преподаватель кафедры общественно-научных дисциплин и технологий воспитания красноярского института повышения квалификации, Елена Долгодворова. Они представили подробный анализ проектов ФГОС основного общего образования по математике, русскому языку и литературе, общественно-научным предметам. Спикерами прослежена динамика изменений предметных областей, целевых ориентиров и предметных результатов в стандартах, проанализированы противоречия в проекте ФГОС.
По представленным на семинаре сообщениям велась оживленная дискуссия в чате и эфире: обсуждались вопросы Геннадия Блинова о возможностях, которые открывают проекты ФГОС в контексте конкретизации предметных результатов и Владимира Дворкина о возможности продолжения дискуссии о стандартах после их принятия.
Материалы семинара размещены по ссылке.