Top.Mail.Ru

Проблемы исследования и развития игры: итоги первого семинара

30 марта 2021 года в Московском городском педагогическом университете прошел первый семинар «Проблемы исследования и развития игры», организованный Лабораторией развития ребенка Института системных проектов МГПУ.

В семинаре приняли участие Елена Трифонова, доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, Ирина Рябкова, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ, Элли Сингер и Дориан Де Хаан (Нидерланды), Ингрид Прамлинг-Самуэльссон и Йонны Ларссон (Швеция), сотрудники лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Анна Якшина, Ольга Шиян, Татьяна Ле-ван и Игорь Шиян. Также в семинаре участвовали магистранты МГПУ, МПГУ, МГППУ и дошкольные педагоги, разделяющие ценность поддержки подлинной детской игры, из Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Шуи, Томска и других городов.

Идея создания семинара возникла после симпозиума «Игровая деятельность в дошкольном возрасте» на конференции ЕССЕ-2020. Симпозиум показал неподдельный профессиональный интерес педагогов к игре и желание продолжать обсуждение.

Цель семинара — собрать исследователей и практиков, которые увлечены игрой и признают ее ценность, которые разделяют культурно-исторический подход к пониманию игры. В этом профессиональном сообществе участники планируют обсуждать методологические вопросы, результаты исследований и планировать новое сотрудничество.

На первом семинаре Елена Трифонова предложила вниманию слушателей доклад «Игра с позиций культурно-исторической психологии». Исследование спикера показало, что исторический контекст меняет взгляды на игру, что существуют закономерности и цикличность подобных изменений. Социальный контекст (законы, стандарты образования, понимание места ребенка в обществе) определяет и отношение к игре. Если меняется представление о месте ребенка в обществе, меняются и взгляды на роль взрослого в сопровождении игры. Эта роль может быть директивной, организующей детскую игру по своему сценарию, или партнерской — предполагающей уважение и признание ценности детского замысла.

Также Елена Трифонова подчеркнула, что низкий уровень игры современных детей может быть связан с исчезновением идеальной формы игры, разрушением разновозрастных сообществ детей, нехваткой времени на игру, особенностями предметно-пространственной среды в детском саду. Вместе с тем, спикер отметила: «Игра начинает „возвращаться“ в детские сады». Это именно возвращение, а не появление из ниоткуда, и современный социокультурный контекст влияет на этот процесс. По словам Елены Трифоновой, получают развитие идеи о детской игре, изложенные в трудах советских педагогов Евгения Шулешко и Елены Кравцовой.

Элли Сингер отметила, что опыт самоизоляции позволил по-новому осмыслить ценность детской игры и условия для ее поддержки: «Многие дети были вынуждены оставаться дома. Так как родители тоже были дома и работали дистанционно, им было очень сложно! Родители увидели, что их детям нужны сверстники, друзья. Детям нужно играть, невозможно их контролировать весь день. И этот новый для всех опыт нуждается в осмыслении и обсуждении, и, безусловно, повлияет на дошкольное образование после пандемии».

Участники семинара также обсудили идеальную форму игры, методы ее изучения и роль взрослого, сопровождающего игру.



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»