Top.Mail.Ru

Применение виртуальных лабораторий по физике обсудили в ИЦО

27 ноября 2024 года в STEAM-парке Института цифрового образования МГПУ состоялся очередной вебинар из серии «Цифровая среда».

Мы обсуждали практику применения виртуальных лабораторий на занятиях по различным школьным предметам и в основном по физике с нашим гостем Олегом Александровичем Финошиным, заместителем директора департамента визуальных технологий ООО «42».

Компания «42» (торговая марка Vizex) занимается разработкой виртуальных лабораторий — интерактивных онлайн-симуляторов опытов и экспериментов для детей и взрослых, которые позволяют совершенствовать знания и навыки по предметам школьной программы, изучать свойства привычных вещей и явлений, создавать собственные объекты и логические задачи, а также превращать цифровое пространство в место виртуальных поединков и целых турниров. В портфеле компании лаборатории по физике, химии, технологии, окружающему миру. Миссия компании: «Растим новое поколение инженеров России».

Собеседницами Олега Александровича стали студентки пятого курса ИЦО по направлению математика и физика, практикующие школьные учителя физики Мария Запивалова и Полина Сакович. Мария и Полина применяют лаборатории Vizeх в работе с учениками, а также, в прошлом учебном году, в составе своей учебной группы принимали участие в пилотном тестировании лабораторий, проводимом в рамках деятельности STEAM- парка ИЦО и трехстороннего соглашения университета, компании «Визекс» и Инновационного агентства Москвы.

Тестируя лаборатории на занятиях по дисциплине «Методика преподавания физики», студенты проводили различные эксперименты в виртуальном пространстве, сравнивали их с опытами на реальном оборудовании. Результатом «пилота» стали сценарии уроков с использованием виртуальных лабораторий и детальная пользовательская обратная связь будущих учителей, которые уже завтра будут транслировать в своей работе современные стандарты и технологии преподавания.

На вебинаре участники обсуждали плюсы и минусы внедрения виртуального эксперимента в процесс обучения. Виртуальные лаборатории полностью имитируют реальные и позволяют выровнять «Цифровое неравенство» школ различных регионов, дать возможность учащимся осваивать экспериментальную составляющую программы не зависимо от оснащенности школы тем или иным оборудованием.

Как показала практика, занятия в виртуальной среде имеют фактически такую же наглядность, как и реальные. Кроме того, это инструмент, который позволяет педагогу значительно расширить возможности домашней работы учеников. Работа в виртуальной лаборатории исключает погрешности, возникающие под влиянием «человеческого фактора» — перегретая пробирка, растянувшаяся пружина. С одной стороны — это плюс, т.к. гарантирован запланированный результат и безопасность экспериментатора, с другой — у учащихся создается иллюзия идеальной среды эксперимента, снижается уровень осознанности при подготовке и проведении лабораторных работ, реакция реальных составляющих опыта может стать для учащегося полной неожиданностью. Современные методологи образования настаивают на том, что виртуальный эксперимент не должен заменить реальный, т.к. в голове ребенка не должно происходить замещение реального мира виртуальным.

Виртуальные лаборатории дают возможность проведения регулярных, а не эпизодических экспериментальных занятий, что очень важно для изучения физики и других естественнонаучных дисциплин, без эксперимента нет детального понимания физических или химических процессов. Также в виртуальных лабораториях предусмотрена индивидуализация заданий под каждого ученика, что исключает списывание — для получения результата необходимо выполнить свой собственный эксперимент.

Компания «42» так же приступила к разработке цифровых учебников с возможностью адаптивного обучения и интеграцией виртуальных лабораторий, это создает для учеников еще больше возможностей эффективного освоения предметов школьной программы.

Но, не смотря на все выявленные плюсы и огромное количество открывающихся возможностей цифровой образовательной среды, участники дискуссии пришли к выводу, что живого учителя в школе заменить виртуальным аналогом невозможно, именно учитель, его харизма, профессионализм развивает в школьниках желание и умение учиться, а значит и смысл создания новых образовательных инструментов.



Итоги Фестиваля Открытой лиги КВН МГПУ 2024


20 декабря 2024 г.


На Фестивале Открытой лиги КВН МГПУ 2024 за звание победителя в шести номинациях поборолись 22 команды из столичных университетов

Студенты ИКИ выступили со спектаклем в Ясной Поляне


20 декабря 2024 г.


Третьекурсники мастерской Олега Малахова выступили в Яснополянским Доме культуры со спектаклем «Расставания и встречи» по произведениям русских писателей XX века