04 апреля 2024 года преподаватели Института цифрового образования МГПУ вошли в состав экспертного совета оценки проектно-исследовательских работ обучающихся 3−11 классов школ города Москвы и Подмосковья в рамках участия в VII инженерно-историческом форуме «Леманские чтения», направленном на развитие технологического, гуманитарного и естественнонаучного образования
Развитие технологического, гуманитарного и естественнонаучного образования в современной школе необходимо для формирования компетентного поколения, способного решать сложные задачи в цифровой экономике и сохранять культурные и этические ценности. В этой связи, особую значимость приобретает проектно-исследовательская деятельность, в рамках которой школьники, опираясь на изучение научной литературы в интересуемой области, выдвигают гипотезы и генерируют пути решения задач исследовательского характера, где результатом такой деятельности становится практико-ориентированный продукт проектной работы.
VII инженерно-исторический форум «Леманские чтения» представляет собой ежегодную научно-практическую конференцию, которая носит имя выпускника школы, ученого, генерального конструктора НПО «Алмаз», профессора, руководителя работ по созданию системы С-400 Александра Алексеевича Леманского.
В рамках Форума, организованного 04 апреля 2024 года на базе ГБОУ Школа № 1384, преподавателям института цифрового образования, представленного департаментом информатизации образования (Баженова С.А., Пучкова Е.С.), департаментом информатики, управления и технологий (Абушкин Д.Б., Тамошина Н. Д), департаментом математики и физики (Корнилов В.С., Ушаков А.В., Кислякова М.А., Голышкова М.С.) оценены проектно-исследовательские индивидуальные и командные работы участников по 9 направлениям, среди которых: ИТ-технологии, естественные науки, гуманитарные и социально-экономические науки и другие.
В Форуме приняли участие обучающиеся школы № 149 имени Героя Советского Союза Ю.Н. Зыкова, школы № 1474, школы № 152, Кадетская школа № 1784 имени генерала армии В.А. Матросова, Школа № 1384 имени А.А. Леманского, Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е.К. Лютикова, колледж сферы услуг № 10. Особым участником мероприятия стала Луганская школа № 25 М.С. Лиховида. Очный этап Форума организован в двух частях: часть 1 — ТРИЗ-игра «Инженерная мысль», часть 2 — проекты.
Эксперт Форума Алдошин В.М., заместитель начальника научно-образовательного центра ПАО «НПО «Алмаз», д.т.н., профессор, во вступительном слове к участникам отмечает «возрастающий интерес к мероприятию, повышение уровня его организации, нацеленность на коммуникацию, осуществление поиска и стремления в достижении высоких проектно-исследовательских результатов, что определяет науку в целом».
Ведущий эксперт Центра международной информационной безопасности МГИМО Алборова М.В. отмечает, что «в настоящее время вопросы стратегической безопасности страны опираются на анализ развивающихся технологий и понимание, какие кадры востребованы для строительства стратегии будущего. Сегодня нужны созидатели и мечтатели с высоким уровнем культуры. А Форум является центром создания мечты».
Основными критериями оценивания научно-исследовательских работ участников мероприятия стали: анализ проблемы, ее обоснованность, подходы к решению; организация работы — формулировка цели, гипотезы, определение этапов в соответствии с задачами и выбранными методами; результаты работы, наличие выводов, оценка новизны и апробирование продукта; четкость, убедительность и стилистическая грамотность работы и ее презентации.
Эксперты ИЦО МГПУ определили следующие точки роста для юных исследователей:
- необходимость дальнейшей работы над пониманием этапов проектной деятельности, сути каждого этапа, подбора адекватных методов для реализации задач каждого этапа;
- важность определения новизны и практической значимости работы;
- наличие, обоснование и предъявление осязаемых результатов работы.
Все участники Форма выражают благодарность организаторам конференции и и надеются на дальнейшее плодотворное сотрудничество.