Стартовала всероссийская акция «Ученые — в школы». 6 февраля преподаватель кафедры английской филологии Александра Могиш провела лекцию «Архетипы и их популярность в художественной литературе. Необычные перевоплощения» в школе 1282.
На лекции присутствовали учащиеся 9 и 11 гуманитарных классов. Ребята узнали, что архетип широко используется не только в психологии, но и в брендинге, и в литературе, и при написании сценариев; общими усилиями вывели определение архетипа; рассмотрели это понятие в массовой культуре на примере ретеллинга известных сказок в современной интерпретации. После лекции старшеклассники подготовили несколько вопросов и задали их преподавателю в импровизированном интервью, которое скоро станет доступно широкой аудитории!
12 февраля в рамках акции «Ученые — школам» доцент кафедры английской филологии Анастасия Фетисова провела содержательный диалог с учащимися школы-лицея No 1535.
Её лекция на тему «Кто такой цифровой лингвист? И зачем он учит роботов разговаривать?» увлекла аудиторию, состоящую из десятиклассников гуманитарных классов. Актуальность темы вызвала интерес у школьников и привела к оживленным дискуссиям. Анастасия Александровна рассуждала о тонкостях предмета, открывая новые горизонты для школьников, размышляющих о своей будущей карьере. Подчеркнув важность слияния языка и информационных технологий, она осветила захватывающие перспективы в быстро развивающейся области, вдохновив ребят на поиск инновационных профессий.
Кафедра языкознания и переводоведения присоединилась к Всероссийской акции «Ученые в школе».
8 февраля 2024 года. в школе № 1498 «Московская Международная Школа» прошла профориентационная лекция на английском языке к.ф.н., доц. Вероники Никитиной «Искусство переводчика: функциональная перспектива предложения (русский-английский)». Вероника Владимировна рассказала старшеклассникам (10−11 классы) о переводческой профессии и о важных аспектах профессионального перевода — способах адекватного выражения коммуникативного намерения автора. Старшеклассники почувствовали себя настоящими студентами. Они активно участвовали и были поощрены брендовыми сувенирами от МГПУ.
Администрация школы выразила благодарность кафедре языкознания и переводоведения от лица Виктора Садовничего.
Старший преподаватель кафедры языкознания и переводоведения Екатерина
Фролова провела лекцию «Позитивная установка как основная стратегия англоязычного
общения» для школьников 10−11 классов школы No 1412 в рамках акции «Ученые в
школы». В ходе лекции школьники узнали, что позитивное мышление является одной из
важнейших особенностей менталитета представителей англосаксонской культуры,
наглядно увидели, как оно проявляется в коммуникативном поведении носителей языка, и
попробовали себя в качестве переводчиков. Ребята активно принимали участие,
размышляли, предлагали множество вариантов переводов и вдохновились профессией
переводчика.
9 февраля 2024 года в рамках акции «Ученые в школы» для учащихся 9−11-х классов школы № 1246 была проведена образовательная лекция «Образ дракона в китайском языке и культуре».
Учащиеся узнали о важности и значении образа дракона в китайской культуре, какие функции и роли он выполнял исторически и какие выполняет в наше время. А также о том, что китайский дракон отличается от своих собратьев из других культур, и о том, что делает его образ поистине уникальным.
Лектором мероприятия выступила преподаватель кафедры китайского языка ИИЯ — Елизавета Коновалова.
Кафедра романских языков и лингводидактики подхватила научно-просветительскую эстафету кафедры английской филологии, кафедры языкознания и переводоведения и кафедры китайского языка.
9 февраля, по приглашению руководства Пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ доцент кафедры РЯЛ Светлана Михайлова провела круглый стол на тему «Сказка как материал для научного исследования (социогуманитарные науки)» для учащихся 8−10 курсов. Акция «Ученые — в школу» гармонично влилась в проходящую в Пансионе воспитанниц МО РФ Декаду наук.
В ходе круглого стола воспитанницы узнали, как знакомые им сказки могут стать объектом исследовательского интереса и научной рефлексии в социогуманитарной парадигме знания, познакомились с французской женской литературной сказкой XVII века, высказали предположения, чем отличаются авторская и фольклорная сказки, удивились тому, что лингвистика сродни математике и что исследовательские гипотезы в области гендерной и дискурсивной лингвистики могут быть доказаны благодаря корпусным технологиям.
Организация и модерация круглого стола обеспечивались преподавателем отдельной дисциплины (иностранный язык) Анастасией Халяпиной, выпускницей бакалавриата и магистратуры ИИЯ. Таким образом, научная значимость мероприятия подкрепилась ценностью связи выпускников МГПУ с их альма-матер и преемственностью педагогической профессии, что имело дополнительное профориентационное достоинство.
Начальник Пансиона воспитанниц МО РФ Лариса Юрьевна Максимова выразила благодарность Светлане Михайловой за образовательно-воспитательное значение проведенного научного мероприятия.
В рамках акции, ассистент кафедры романских языков и лингводидактики института иностранных языков МГПУ Наталья Гуркина побывала в московской школе № 1251 имени генерала Шарля де Голля и провела лекцию на тему «Регионы Франции: географические и культурные особенности».
Слушателями были учащиеся 8 классов, изучающие французский язык. В ходе лекции они узнали об административном делении Французской республики, особенностях расположения ее регионов, интересных местах и фактах о них, их истории и культуре. Также были рассмотрены лингвистические аспекты: лексика, связанная с названием этой страны, термины, касающиеся единиц территориального деления.
Тема вызвала глубокий интерес, школьники с удовольствием слушали, задавали вопросы, делали предположения и участвовали в обсуждении.
Благодарим организаторов акции за предоставленную возможность делиться знаниями и приобщать школьников к научной жизни.
Фото: МГПУ, Александра Могиш, Вероника Никитина, Анна Злобина, Светлана Михайлова, Наталья Гуркина, Екатерина Фролова