22 марта 2021 года в рамках Научного старта-2021 состоялся Научный бранч «Современные проблемы лингводидактики: осмысливаем будущее», организованный кафедрой французского языка и лингводидактики совместно с кафедрой методики обучения английскому языку и деловой коммуникации.
В программе были заявлены для обсуждения следующие вопросы:
- Лингводидактика в период постпандемии: вызов времени.
- Учебник будущего: к чему стремиться?
- Не-диалог культур в мире: как преподавать иностранные языки?
- Методическая лингвистика
Как и предполагалось, научный бранч прошел в непринужденной обстановке. В начале слово взяла и.о. заведующего кафедрой французского языка и лингводидактики, доцент Светлана Михайлова, которая рассказала об истории появления этого научного события. Оно возникло по её инициативе как ответ на потребность членов кафедры в научном общении в неформальной обстановке. В этом году научный бранч прошел уже в третий раз, и для обсуждения проблем лингводидактики к кафедре французского языка присоединилась кафедра методики обучения английскому языку и деловой коммуникации.
Современная эпидемиологическая обстановка внесла свои коррективы, и общение происходило на платформе Microsoft Teams. Однако это не помешало членам обеих кафедр активно обменяться мнениями о том, какие вызовы пришлось принять системе образования в период пандемии и после нее, какие в связи с этим произошли и продолжают происходить изменения, как на данную ситуацию реагирует лингводидактика, какие пути развития видятся каждому.
В ходе оживленной дискуссии, которая развернулась как в эфире, так и в чате, были высказаны разнообразные мнения: от необходимости опираться на богатый предшествующий опыт лингводидактики, накопленный за десятилетия, до острой потребности решать новые проблемы, возникшие в период пандемии. Среди самых острых вопросов последнего времени директор ИИЯ МГПУ, профессор Елена Тарева назвала невозможность обучать межкультурной коммуникации в том русле, в котором это происходило ранее, когда задачей лингводидактики виделась подготовка обучающихся к толерантному диалогу культур в обстановке взаимопонимания. Теперь лингводидактике брошен вызов: как научить межкультурной коммуникации в обстановке не-диалога культур, помочь обучающимся найти выход в ситуации культурного конфликта? Во время дискуссии вопрос был расширен: как преподавателю наладить межкультурную коммуникацию с новым поколением студентов в условиях непонимания, увеличившегося культурного разрыва между поколениями?
Логическим продолжением данного дискуссионного вопроса стал вопрос про учебник и его актуальность. Каким он должен быть? Нужен ли он в современном учебном процессе, происходящем в быстроменяющемся мире? Членами обеих кафедр были высказаны мнения как «за» (необходимость базового комплекса для обучения), так и «против» (возможность использования современных материалов и технологий вместо быстро устаревающей информации учебных пособий). Однако постоянно обновляемая электронная версия, по общему мнению, могла бы удовлетворить все основные потребности преподавателей.
Высказанные в ходе дискуссии мнения станут поводом для дальнейших размышлений каждого участника, а результатом научной рефлексии должен стать совместный сборник статей профессорско-преподавательского состава обеих кафедр, посвященный современным проблемам лингводидактики.
Подводя итоги, участники научного бранча выразили желание продолжить обмен мнениями в данном формате на регулярной основе, так как такое общение показало себя как очень плодотворное. Директор института иностранных языков Елена Тарева горячо поддержала желание членов кафедры. Теперь такие встречи станут постоянными, а постепенное улучшение эпидемиологической обстановки, будем надеяться, позволит проводить их за общим столом с чашечкой чая в руках.