По материалам второго съезда тренеров-технологов деятельностных образовательных практик, состоявшегося в прошлом году, был издан сборник статей. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них.
Проблемам управления качеством образования в основной школе была посвящена работа сотрудников лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ Александра Аронова, Светланы Кац, Татьяны Конобеевой и Елены Ушаковой. Авторы считают, что главная трудность управления качеством образования заключается в нетехнологичности образования и управления им. Несмотря на частое употребление термина «образовательная технология», образовательный процесс остается недостаточно технологичным, в нем легко указать разрывы, нестыковки и противоречия. Как правило, технологизация образовательного процесса сводится к использованию цифровых ресурсов.
Авторы статьи поделились идеями о том, как сделать образовательный процесс действительно технологичным:
- моделировать инициативность как обучающихся, так и педагогов, например, в формате имитационно-моделирующих игр;
- четко разделять содержание и организацию процессов обучения, образования, подготовки;
- актуализировать курсы повышения квалификации педагогов (должны учитывать трудности, которые возникают в их педагогической практике);
- для синхронизации содержания педагогического образования в новой реальности нужно создать места встреч будущих педагогов с новыми зарождающимися педагогическими практиками (таким местом встречи может стать включение молодых педагогов в международное движение «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia).
Еще одной проблемой управления качеством образования авторы статьи называют качество экспертизы. Фактически на данный момент не существует системы подготовки экспертов ни в одной образовательной области. Во-первых, нет критериев задания качества самой экспертизы как вида деятельности, во-вторых, нет критериев качества подготовки такого рода специалистов.
Вот что предлагают авторы статьи для решения данной проблемы:
- параллельно с процессом внешней институциализации, независимой оценки образовательных систем необходимо формировать представление об экспертизе в образовании как технической и технологической дисциплине;
- разрабатывать методологию экспертизы и инструменты оценки качества экспертизы в образовании как вида деятельности;
- разрабатывать технологические модули подготовки экспертов для конкретных видов деятельности (например, оценки конкурсных работ, продуктивности конкретных образовательных форматов или эффективности образовательных систем).
Узнать подробно об этих и других решениях можно в статье сотрудников лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ. О других статьях сборника мы расскажем в следующем выпуске новостей!