В самом конце 2024 года из типографии получено уникальное издание: методические рекомендации «Научим читать, играя!
«Научим читать, играя!»: Сборник материалов из опыта проведения практических игровых занятий, сценариев чтения тактильных рукодельных изданий студентов-волонтеров на индивидуальных и групповых инклюзивных творческих коррекционно-развивающих занятиях с детьми от 3-х до 10 лет.
В чем заключается настоящая сенсация? К изданию методических рекомендаций причастны 15 студентов ИПКР, которые на протяжение нескольких лет активно участвовали в проведении коррекционно-развивающих интерактивов с дошкольниками с нарушениями зрения. В методических рекомендациях отражена их совместная деятельность, запечатленная на многочисленных фотографиях, иллюстрирующих сценарии проведенных занятий. В разработке печатных материалов приняли участие 6 студентов -логопедов 2 и 3 курсов.
В книге представлен опыт практических игровых занятий с использованием тактильных рукодельных изданий:
Тоскина Юлия. Сценарий занятия по тактильной книге «Сказка о Капельке» знакомит незрячих детей с водоворотом воды в природе.
Молочная Анастасия, Транковская Анна, Тоскина Юлия. Сценарий занятия «Ладошки» развивает мелкую моторику слабовидящих детей, формирует их осязательную деятельность.
Транковская Анна, Тоскина Юлия. Сценарий игрового занятия «Дружба» сплачивает детский коллектив незрячих детей, формирует понятие «дружба».
Блинова Евдокия, Наливайко Анастасия. Сценарий игровой программы «Азбука эмоций» помогает передавать эмоции через осязание тактильных масок клоуна, отражающей «Радость», «Грусть», «Страх» и др.
В книге размещены отзывы Тоскиной Юлии, Транковской Анны, Молочной Анастасии, Наливайко Анастасии, Олтениевой Анастасии о работе в рамках проекта.
Рецензент издания Соловьева Ирина Леонидовна — доцент департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик института психологии и комплексной реабилитации ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», к.п.н., доцент
Что дает нашим студентам-волонтерам участие в публикации? Возможностью реализовать себя, развиваться: студенты еще на этапе обучения не только смогли ознакомиться со своей будущей профессией, «прокачать» свои навыки, но и апробировать свои компетенции в написании сценариев, которые возможно станут основой их научной и практической деятельности.
Что дает публикация незрячим маленьким москвичам?
Для лишенных возможности видеть детей эти сценарии важны особенно тем, что они способствуют развитию критического мышления, которое без нормального зрения осуществить тяжело. В сценариях показано как работать с тактильными книгами, как включать их интерактивную деятельность, формирующую осязательные навыки осознания пропорций: например, у ребенка есть дома кошка, и он знает, что кошка мягкая, тёплая, гибкая, но может оцарапать. Дома он её гладил, брал на руки, значит, представлял её реальный размер. Теперь он начинает понимать, что в книге всё уменьшено. И тогда у него воспитывается чувство масштаба. Это раздвигает границы познания, развивает интеллект. Тактильная книга развивает чувствительность пальцев, помогает формировать навык распознания рельефа, как ведущего в процессе осязательной деятельности.
Зачем проекту «Мир в ладошках» нужно издание методических рекомендаций студентов-волонтеров?
«Серебряные» волонтеры проекта — изготовители рукодельных тактильных книг, пишут так: «Студенты — наша опора, наше будущее. Наши книги дают им возможность получить опыт в работе со слепыми и слабовидящими детьми, который будет крайне необходим при дальнейшем трудоустройстве, и, конечно же, позволит определиться с будущей профессией. Дети любят наших волонтеров и с нетерпением ждут, когда ребята снова к ним придут и будут проводить игровые программы».