С 20 мая по 5 июня в Государственной Третьяковской галерее прошла ретроспектива Сюдзи Тераяма. Были представлены как режиссёрские работы Тераямы, так и работы, где он выступает сценаристом. В синхронном переводе фильмов приняли участие старший преподаватель кафедры японского языка Александра Мозгунова, а также магистрантки Мария Никитина и Динара Фахрутдинова.
Мария Никитина:
«Ретроспектива Сюдзи Тэраямы оставила у меня впечатление знакомства с творчеством человека в самом деле «многорукого». Два фильма, «Прощание с ковчегом» и «Моё лицо пылает в лучах заходящего солнца», я перевела и озвучила, а ещё на один — «Слёзы на львиной гриве» — сходила в качестве зрителя. «Прощание» стал последним фильмом Тэраямы-режиссера (но, по стечению обстоятельств, первым фильмом ретроспективы). Это ощущается в смелом решении взять за основу фильма идею романа «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса, где время — важный «участник» событий. Кроме того, Тэраяма определённо размышлял о значении памяти. Мистика, местами пугающая, местами забавная. Как по мне, достойное последнее творение.
В «Моём лице» и «Слезах» Тэраяма выступил сценаристом. По сюжету и атмосфере это совсем разные произведения, на «Прощание» не похожи абсолютно: комедийный экшн про киллеров и социальная драма. Именно в таком разнообразии видны грани его таланта, поэтому чётко ощущается, что Тэраяма-как-человек-искусства был способен на многое.
Увидеть такое кино на широком экране в русском переводе и озвучке — пока что возможность редкая. Для тех, кто не попал на фильмы, но кому было бы интересно узнать больше о Тэраяме, есть хорошая новость: на сайте ГТГ можно найти буклет ретроспективы, в который входят синопсисы фильмов и статья о жизни и творчестве Тэраямы".
Динара Фахрутдинова:
«Во время этой ретроспективы мне предоставилась возможность перевести два фильма: «Слезы на львиной гриве» и «Ад первой любви». Обе работы сняты по сценарию Тераямы и являются социальными драмами, освещающими острые общественные проблемы того времени. «Слезы на львиной гриве» рассказывает историю молодого парня Сабу, работающего на Китани, которого он называет своим братом, так как тот спас ему жизнь. Сабу приходится выполнять всю грязную работу, но в итоге оказывается, что история про спасение жизни ложь, его кумир просто использовал его. Образ Сабу, чья жизнь была сломана Китани, олицетворяет трагедию японцев, которые в годы Второй мировой войны слепо верили правительству страны.
«Ад первой любви» по своему содержанию более тяжелый и затрагивает проблемы, которые не чужды и современному обществу. Фильм показывает как насилие, пережитое в детстве, оставляет свой отпечаток на дальнейшей судьбе человека, как Довольно откровенная работа, которая заставляет о многом задуматься.
Фильмы, показанные в рамках ретроспективы, дали зрителям возможность посмотреть на творчество Тэраямы с разных ракусов. Хочется поблагодарить Японский фонд и ГТГ за проведение подобных ретроспектив, знакомящих россиян с лучшими работами японских режиссёров!"