Московский городской педагогический университет — первый вуз, где появились правила использования искусственного интеллекта в учебном процессе. Почему такие правила нужны и как нейросети меняют образование, «Российской газете» рассказал ректор МГПУ Игорь Реморенко.
— МГПУ уже несколько месяцев живет в согласии с нейросетями. Какие результаты?
В нашей практике стали появляться примеры использования студентами автоматизированных лингвистических моделей при выполнении академических заданий. После этого стало очевидно, что нужно что-то с этим делать. Было три пути: все запретить, не обращать внимание или придумать правила использования. Мы остановились на третьем, потому что многие наши партнеры, например, из китайских вузов, тоже пошли в этом направлении.
Наши правила просты. Первое: системы генерации текста и нейросети в целом использовать можно, но в таком случае обязательно надо сослаться на то, что работал в тандеме с искусственным интеллектом. Второе: при обосновании сгенерированных утверждений использовать и другие, более достоверные источники — статьи, публикации, собственные исследования. Важно, что сгенерированный текст сам по себе нельзя считать достоверным, он должен подтверждаться иными источниками.
— Как далеко можно зайти в сотрудничестве с искусственным интеллектом?
Сейчас многие задаются вопросом, насколько машина может рекомендовать какие-то поведенческие характеристики или варианты каких-то действий. Недавно на конференции Международной ассоциации исследователей образования был заявлен доклад, который автор сначала назвал «Революция в образовании. Искусственный интеллект как личный коуч, помогающий студентам выбирать траектории обучения».
Но к моменту произнесения доклада «революция в образовании» он из названия убрал. Почему? Понял, что никакой революции нет, и машина плохо справляется с такими интеллектуальными задачами. Спланировать день, распределить разные мероприятия в течение дня — это машина может и неплохо. Но поговорить о смысле жизни — нет. Подобрать аргументы и разные суждения — да. Но сделать на их основе выбор — нет.
Есть еще третье направление — тренировка определенной позиции. Когда нейросеть «кормят» определенными текстами, задавая приоритеты, основанные на этих текстах. По такому принципу сделана нейросеть «ученик Жириновского». Если ее спросить о темах, на которые часто рассуждал Владимир Вольфович, то можно услышать достаточно близкие к точке зрения этого политика ответы. Но стоит выйти за рамки привычных тем — здесь уже ответы будут сгенерированы на основе базовых текстов, на которых «учатся» нейросети.
— МГПУ четвертый год в программе «Приоритет — 2030», и один из ваших проектов в ней — цифровой адаптивный учебник. Для кого он и в чем его важность?
Дело в том, что дети одно и то же знание осваивают по-разному. Есть те, кто часто болеет или пропускает какие-то части программы. Зачастую у разных детей проявляется разный интерес к разным темам.
Исследования показывают, что причина школьной неуспешности разная. Сидоров не понимает одну тему по одной причине, а Петров — по совершенно другой. Идея адаптивного учебника в том, чтобы эти разные «дефициты» выявить и дать детям возможность их ликвидировать, освоить то, чего именно они не понимают.Мы сделали проект для биологии. Учебник построен не линейно, а по сетевому принципу. Например, тему «Структура ДНК» можно раскрыть с разных сторон. Кому-то непонятно, как она связана с опытами Менделя по селекции бобовых, кто-то не понимает, как была выявлена именно такая молекулярная структура или почему в составе ДНК только аминокислоты.
То есть кому-то для понимания структуры ДНК нужно чуть углубиться в ботанику, кому-то надо плотнее разобраться с химией, физикой и так далее. Мы адаптируем тему под разные потребности детей, предлагая разные способы освоения определенного знания. Конечно, это не замена основного учебника, это вспомогательная история.
— Нейросети — слово года в образовании?
Определенно. Резкое повышение внимания к этой теме понятно. Есть ощущение, что появление искусственного интеллекта в образовании — это все-таки больше, чем просто игрушка. Но вовсе не повод для алармистских настроений и разговоров о том, что искусственный интеллект в будущем заменит учителя.
Как говорят многие наши коллеги, «искусственный интеллект не заменит учителя. Но учителя заменит другой учитель, который умеет пользоваться технологиями искусственного интеллекта».
Источник: Российская газета
Фото: МГПУ