6 июня 2023 года в Институте цифрового образования МГПУ состоялся мастер-класс, посвященный работе с ресурсом «Поле цифровой дидактики».
На данном ресурсе проводится исследование технологий совместной работы со знаниями в образовании. Результатом такой работы является описание существующего поля цифровой дидактики, включая основные понятия, инструменты и кейсы в формате вики-статей. Изначально на площадке собирались и викифицировались материалы по формированию вычислительного мышления, сейчас тематика статей постоянно расширяется. На поле цифровой дидактики уже описаны многие цифровые технологии, размещены дата сеты, схемы и диаграммы, учебные курсы, записи встреч и мастер-классов в рамках семинара о данных в образовании Московского городского педагогического университета.
На мастер-классе Евгений Дмитриевич Патаракин, д.п.н., профессор департамента информатики, управления и технологий ИЦО МГПУ рассказал о структуре портала, о возможностях самостоятельного редактирования данных, размещенных в поле цифровой дидактики, об инструментах генерации контента,
Участники семинара поблагодарили Евгения Дмитриевича за подробный рассказ о работе в поле цифровой дидактики и приняли активное участие в обсуждении кейсов и тем, связанных с генеративным искусственным интеллектом, которые также могут быть размещены на портале. Вадим Валерьевич Гриншкун, академик РАО, д.п.н., профессор департамента информатизации образования ИЦО МГПУ предложил несколько возможных направлений исследований о допустимости применения искусственного интеллекта в методической деятельности, образовательном процессе, управлении университетом. Вадим Валерьевич подчеркнул, что необходимо проводить качественный анализ того, как по-разному могут использоваться средства искусственного интеллекта, определить, в каких сферах деятельности использование нейросетей играет положительную роль, а где их применять не стоит.
«Искусственный интеллект становится еще одним компонентом цифровой грамотности. Мы, как педагоги, чуть ли не с дошкольного возраста учим детей обращаться с планшетами и другими гаджетами, а также, грамотному поведению в интернете. Мне кажется, не за горами тот период, когда с этого же возраста нужно будет обучать детей грамотному взаимодействию с искусственным интеллектом. Очень хорошо, что на поле цифровой дидактики можно будет выстраивать обсуждение данного вопроса, и привлекать для таких обсуждений будущих педагогов — студентов Московского городского», — подчеркнула Любовь Андреевна Шунина, к.п.н., начальник департамента информатизации образования ИЦО МГПУ.
Александр Вадимович Гриншкун, к.п.н., доцент РАО, доцент департамента информатизации образования ИЦО МГПУ отметил, что студенты уже ведут исследовательскую деятельность по вопросу применения искусственного интеллекта в профессиональной деятельности. Например, один из студентов магистратуры направления подготовки «Прикладная информатика» профиль «Виртуальная и дополненная реальность в образовании» ведет исследование о том, как правильно применять нейросеть для упрощения профессиональной деятельности разработчика. Студент разработал симулятор, в котором часть 3D моделей, сценарий и звуковое сопровождение были сгенерированы нейросетью.
Евгений Дмитриевич отметил, что при грамотном подходе искусственный интеллект можно рассматривать не только как инструмент для классической работы преподавателя, но и как средство для взаимодействия и изучения какого-либо материала обучающимися самостоятельно.
В процессе ознакомления с полем цифровой дидактики Дмитрий Борисович Абушкин, к.п.н., доцент департамента информатики, управления и технологий ИЦО МГПУ разместил свой первый кейс на портале, посвященный генерации искусственным интеллектом заданий по программированию по теме «Оператор ветвления» для обучающихся школы.
Институт цифрового образования предлагает всем заинтересованным проблемами цифровой дидактики использовать возможность высказать свою позицию, оформив ее в виде статьи и опубликовав на ресурсе.
Запись семинара доступна на здесь.