Top.Mail.Ru

Покупать нельзя выкидывать: разница между игрой и игрушкой

Директор ИППО, профессор МГПУ, доктор педагогических наук, доктор психологических наук Александр Ильич Савенков обсудил с экспертом ВШЭ Анатолием Казаковым и ведущими подкаста «Родительский вопрос» на радио «Комсомольская правда» Александром Милкусом и Мария Бачениной, как правильно выбирать детям игрушки.

— Могу вам сказать, что примерно в два года у ребенка формируется символическое мышление. И с тех пор любой предмет может стать для него игрушкой. Диван может превратиться в паровоз или пароход, из стола можно сделать замечательный домик и в общем дальше все разговоры об игрушке они несколько избыточны. Вообще проблема игрушек у нас переоценена. Масса людей — маркетологов, которые их продают, производителей, которые их создают, дизайнеров, которые их разрабатывают, у них заинтересованность сделать побольше, продать побольше, и они постоянно давят на нас. Люди это высокопрофессиональные, делают они это здорово и нам тут надо быть как-то поспокойнее. И если вы идете к ребенку и для вас большая проблема — какую игрушку купить? — покупайте игрушку, которая нравится вам, — говорит Александр Ильич о покупке подарков детям.

— Если вы выберете это с удовольствием, если вам это интересно, вполне возможно, что и ребенок загорится. Но вы ведь идете зная к кому идете. Вы знаете возраст ребенка, его предпочтения вероятные, и сделайте поправку на это. Если вы это сделаете с удовольствием, будет замечательно. И дальше, если вы подарите дорогую коллекционную куклу, может быть, она станет началом коллекции, а может быть, так же, как и все другие игрушки. Вот ребенок первоначально ей обрадуется, переживет какие-то эмоции, вы их увидите и вам будет хорошо — и дарителю, и тому, кому подарили. Но не расстраивайтесь, если через несколько минут эта игрушка ляжет в шкафчик, сундучок, где у ребенка это все хранится. Это естественное дело — интерес ребенка может быстро угаснуть к этой игрушке, не надейтесь, что он будет с ней играть долго-долго. Что же касается высокотехнологичных игрушек и нашего страха перед ними, то я, может быть, несколько забегая вперед, должен сказать, что война, которую вели педагоги и некоторые детские психологи с гаджетами, с допуском к этому детей, бездарно проиграна. Топор войны надо зарыть, подписать акт о безоговорочной капитуляции и научиться с этим жить.

Эксперт МГПУ посоветовал подумать, зачем мы покупаем игрушки, для чего ребенку играть:

— Если мы подробно посмотрим на этот вопрос, то несложно заметить, что роль игры в образовании явно недооценена. Хотя все время приговаривают — как важно использовать игровые приемы в обучении, как важно воспитывать через игру, но в реальности все-таки игра воспринимается как что-то несерьезное. А вот роль игрушки явно переоценена. Но делается это потому, о чем мы говорили раньше. Существует масса весьма профессиональных людей, которые сформировали у нас традицию — идешь к ребенку, купи игрушку. И вот так постепенно игровая комната ребенка наполняется совершенно ненужными игрушками, которые мешают жить и родителям, и самому ребенку.

Александр Ильич советует смоделировать детскую комнату так, чтобы там было необходимое количество игрушек, которые бы рождали игры, в которые мы бы хотели, чтобы дети играли, ведь у родителей, вообще у взрослых, у педагогов, у психологов, присутствует желание — чтобы ребенок был самостоятельным, чтобы он самостоятельно играл, но самостоятельно в те игры, в которые мы хотим.

— У ряда современных психологов существует представление, что современные дети мало играют, что вот кто-то взял и забрал у детей игру. Я специально понаблюдал за этим. Ничего подобного. Просто дети играют в другие игры, нежели их родители в те времена. когда они были детьми. А родителям кажется, что, если дети не играют в те игры, в которые они играли, значит. Дети не играют вовсе. И у нас, знаете, вот разрушились некоторые традиции. Например, вот ушла дворовая культура. Хороша она была или плоха, но ведь именно там дети узнавали о том, что такое хорошо, что такое плохо, узнавали, что такое предательство, что такое дружба. Давайте ребенку исследовать окружающий мир. Обезопасьте его и дайте возможность этот мир изучать. И игрушка тоже должна быть способна к трансформациям.

Александр Савенков подытожил разговор на тему выбора игрушек для ребенка:

— У нас, у людей, живущих особенно в больших городах, есть существенный плюс, который так же плавно трансформируется в существенный минус. Выбор бесконечен. Если прийти в любой детский магазин по продаже игрушек — бесконечный выбор. Кроме того, что мы можем купить игрушку в магазине, мы можем купить какую-то коллекционную игрушку, супердорогую, интересную, выполненную по авторскому проекту в единственном экземпляре, и вот этот выбор многих из нас угнетает. Бесконечно много всего. И в этом случае, я думаю, надо вернуться к тому правилу, которое мы обсуждали в самом начале. Покупайте игрушку, которая интересна вам, которая вас увлекает. Если вы покупаете ее своему ребенку, постарайтесь рассчитать, что вы с ним будете играть. Если вы идете в гости, то постарайтесь не нагружать этим родителей, родители сами выберут игрушку или игру, в которую они будут играть со своим ребенком. А вы принесите, может быть, симпатичного плюшевого медведя, который вам понравился, куклу, машинку, а, может быть, даже игрушечный пистолет, и вы увидите, как ребенок искренне обрадуется, и через несколько минут забудет про этого мишку, про этот пистолет, про эту куклу.

Слушать подкаст

Фото: jmss3, Unsplash


Персоны



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»