Top.Mail.Ru

Подводим итоги международных Шолоховских конкурсов

К 119-летию подводим итоги конкурсов школьных сочинений и методических работ, организованных Московским городским педагогическим университетом совместно с Государственным музеем-заповедником М.А. Шолохова и редакцией научно-просветительского журнала «Мир Шолохова». Публикуем заметки автора и главного организатора конкурсов — профессора департамента филологии Сергея Васильева.

О результатах Х Международного конкурса школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова

Юбилейный, 10-й, Международный конкурс сочинений школьников и студентов колледжей подтвердил актуальность и востребованность творчества великого русского писателя ХХ века.

Жюри получило 70 работ из России, Беларуси и Казахстана. В конкурсе поучаствовали ребята из 22 регионов Российской Федерации: Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутской, Курганской, Курской, Московской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Тамбовской, Тюменской, Ульяновской областей, Краснодарского, Пермского и Ставропольского краев, Республики Башкортостан, Донецкой Народной Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Саха (Якутия), Чувашской Республики.

Каждая из предложенных жюри тем: «„Поверяйте литературу жизнью“ (О народности Шолохова-художника)»; «Олицетворение и его функции в рассказе М.А. Шолохова „Смертный враг“»; «„Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?“ Почему Григорий Мелехов не уехал с любимой женщиной на шахты, не уплыл в эмиграцию из Новороссийска?»; «Герои М.А. Шолохова Виктор Герасимов и Андрей Соколов: черты сходства и различия»; «Чем особенно актуально творчество М.А. Шолохова сегодня?»; «Какой мир открыл М.А. Шолохов во мне самом?» — вызвала интерес учащихся, написавших по ним содержательные работы различных жанров: читательский дневник, сочинение-экскурсия, сочинение-рассуждение, литературоведческий и лингвистический анализ произведения и другие.

Актуальность творчества М.А. Шолохова виделась авторам работ в прочной нравственной основе произведений писателя; особом, возвышающем, при трагических окружающих обстоятельствах, образе героя, его постоянном напряженном внутреннем поиске; показе ключевой и созидательной роли семьи в жизни человека; патриотическом начале. По-новому, как остро злободневные и современные, «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека» прочитываются во время проведения специальной военной операции.

Многие присланные на конкурс сочинения, конечно, учитывая возраст и разную степень подготовки их авторов, носили творческие характер, были содержательны. Однако 23 работы жюри были отклонены, так как в них присутствовали достаточно объемные некорректные заимствования, некоторые из них были сгенерированы с помощью искусственного интеллекта.

С.А. Васильев

О VIII Международном конкурсе методических работ по произведениям М.А. Шолохова

Конкурс организован и проведен совместно департаментом филологии института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета и Государственным музеем-заповедником М.А. Шолохова, редакцией журнала «Мир Шолохова». Жюри получило 15 работ из Белгорода, Калуги, Улан-Удэ (Бурятия), Архангельской, Оренбургской, Свердловской областей, Республики Башкортостан, Чувашкой Республики, Пермского края, а также Республики Казахстан. Два присланных материала были сняты с рассмотрения по причине явного плагиата и отсутствия сопроводительной части к излишне лапидарному заданию.

Учителя-словесники и преподаватели русского языка и литературы в колледжах и вузе обратились к разным жанрам методической литературы: традиционным конспектам уроков по русскому языку и литературе, сценариям внеурочных мероприятий, тесту, технологической карте, эссе, игре, литературному квизу, кроссворду, другим занимательным заданиям.

Школьникам и студентам предлагалось познакомиться с биографией М.А. Шолохова, его малой родиной, семьей, этапами писательского пути; анализировались приемы его литературного мастерства, язык произведений, в частности роль диалектизмов, образ природы, нравственная проблематика произведений, актуальность наследия автора в XXI веке.

Наиболее успешной, по единодушному мнению жюри, стал «Сценарий художественно-документального вечера „Личность и судьба М.А. Шолохова в его письмах“ (эпистолярий писателя в литературной гостиной)», разработанный кандидатом филологических наук, доцентом Белгородского государственного национального исследовательского университета Е.А. Шириной. Автору удалось создать прекрасно структурированную и оформленную методическую разработку, строящуюся на богатейшем материале переписки М.А. Шолохова с членами своей семьи, а также с выдающимися государственными, общественными деятелями и писателями. Использование этого сценария в практике работы со студентами и школьниками, несомненно, позволит обучающимся открыть для себя «нового» Шолохова, семьянина, патриота, мастера художественного слова, относившегося к своему таланту как к высокому призванию, служению.

Лучшие конкурсные работы будут рассмотрены на предмет их публикации в журнале «Мир Шолохова».

С.А. Васильев

Состав жюри конкурсов

  • доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, главный редактор журнала «Мир Шолохова» Ю.А. Дворяшин (председатель);
  • доктор филологических наук, профессор департамента филологии Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета А.И. Смирнова (сопредседатель);
  • доктор филологических наук, профессор департамента филологии Московского городского педагогического университета С.А. Васильев (заместитель председателя);
  • главный научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова Л.П. Разогреева;
  • доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Южного федерального университета Л.Б. Савенкова;
  • кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной и зарубежной литературы Южного федерального университета Т.О. Осипова;
  • аспирант департамента филологии Московского городского педагогического университета Е.С. Макарова.


Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»