В день славянской культуры и письменности и вместе с тем в день рождения Михаила Шолохова завершилась работа с двумя заочными международными конкурсами, посвященными творчеству писателя:
- VI Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова в общеобразовательных учебных заведениях;
- VIII Международном конкурсе школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова.
Сопредседателем жюри выступила заведующая кафедрой русской литературы Альфия Смирнова.
Альфия Исламовна отметила:
«конкурсы, посвященные творчеству Шолохова, актуальны сегодня и интерес, который они вызывают у школьников и учительского сообщества на международном уровне, подчёркивает, что наследие русского писателя и культурные коды, воплотившиеся в его произведениях, остаются ценностно-значимыми и востребованными«
Большую помощь в работе жюри оказала аспирантка кафедры русской литературы Елена Макарова.
Традиционный Шолоховский конкурс сочинений проводится кафедрой русской литературы института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета совместно с Государственным музеем-заповедником М.А. Шолохова и редакцией научно-просветительского журнала «Мир Шолохова». Его цель: привлечение учащихся общеобразовательных и средних специальных учебных заведений к творческому освоению художественных богатств русской литературной классики, произведений одного из наиболее выдающихся ее представителей — М.А. Шолохова.Темы сочинений в текущем году:
- Гуманизм Шолохова.
- Что дало основание Захару Прилепину охарактеризовать «Тихий Дон» как «недостижимую высоту»?
- Торжество жестокости или победа любви к жизни (по рассказу М.А. Шолохова «Жеребенок»)?
- Какие сложные эпитеты использует Шолохов в своих произведениях и с какими художественными целями?
- Мой Шолохов.
В 2022-м году на конкурс поступило 58 работ. Сочинения тщательно проверялись на предмет некорректных заимствований. В результате 11 текстов было снято с рассмотрения без выдачи сертификатов. Оставшиеся 46 работ были получены из Белоруссии (Гродненская и Минская области) — 24, Казахстана (с. Дарьинское) — 1, Ростовской обл. — 18, Воронежской обл. — 1. Отрадно, что в конкурсе активное участие приняли земляки писателя — ученики школ станиц и хуторов Боковского, Верхнедонского, Шолоховского районов Ростовской области.
Жюри рассматривало сочинения разных жанров: рассуждение, эссе, биографический очерк, экскурсия, аналитическая статья, фрагмент дневника, семейная история, стихотворение и др. Значительная часть работ вызывала интерес и живой отклик, демонстрировала знание текстов писателя и его биографии, эпохи, в которую он творил. Школьники обнаружили умение интерпретировать произведения М.А. Шолохова, акцентировать собственное их прочтение, связать образы и сюжеты классика с собственной жизнью и судьбой Отечества.
Лучшие работы, как обычно, будут напечатаны в журнале «Мир Шолохова».
Традиционный Конкурс методических работ проводится кафедрой русской литературы института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета совместно с Государственным музеем-заповедником М.А. Шолохова и редакцией научно-просветительского журнала «Мир Шолохова». Его цель: активизировать научно-методическую работу учителей-словесников по поиску новых форм изучения произведений М.А. Шолохова в общеобразовательных учебных заведениях.В конкурсе приняли участие педагоги, методисты, сотрудники музеев из России (Ростовская и Уфимская обл.) и Беларуси (Гродненская и Минская обл.). 5 работ были сняты с рассмотрения из-за использования некорректных заимствований и наличия ошибок в изложении фактического материала биографии и творчества М.А. Шолохова. В конкурсе участвовало 18 работ разных жанров. Значительная часть из них содержит новый методический материал (сценарии, программы, тесты, творческие задания, презентации и др.), который можно применять на уроках и факультативных занятиях в школе, в учреждениях дополнительного образования и культуры. Некоторые разработки готовятся к публикации в журнале «Мир Шолохова».
Ознакомится со списками участников конкурса можно по ссылкам: