В Московском городском педагогическом университете психолого-педагогическую экспертизу проводят уже 15 лет, рассказывает директор Института педагогики и психологии образования Александр Савенков. Здесь регулярно отслеживают вышедшие на рынок российские и зарубежные игрушки, обучают правилам экспертизы своих студентов, будущих воспитателей, детских садов, учителей начальных классов, детских психологов.
Как происходит процесс экспертизы
Любая экспертиза игрушки — это исследовательская работа, которая проходит по принятым в психологии и педагогике правилам. Дизайн исследования — выборка, диагностические инструменты, этапы проведения экспертизы — зависит от предмета и задач, он всегда индивидуален. Но одно остаётся неизменным: дети — главные эксперты.
По словам профессора, учёные наблюдают за игровой практикой детей в условиях, максимально приближенных к реальным. Образцы игрушек передаются ребятам, от родителей требуется записать видео процесса игры. Полученная запись изучается: как малыши взаимодействуют с игрушками, какие эмоции испытывают, вызывают ли игрушки интерес. Затем эксперты опрашивают детей и родителей, анализируют все данные.
Александр Савенков отмечает:
Естественно, выбирать игрушки — право ребенка. Однако воспитание, обучение и развитие детей — забота их родителей. Кроме того, родители покупают игрушки на свои деньги. Поэтому в большинстве случаев выбор всё-таки зависит от них.
Какие критерии отбора
Торговые сети проводят техническую экспертизу своими силами: проверяют химический состав, степень безопасности и качество материалов, из которых сделаны игрушки, оценивают конструктивные особенности, например, чтобы волосы у куклы или лапки у плюшевого мишки крепко держались. Психолого-педагогическую экспертизу проводят не массово, а только по запросам разработчиков или производителей.
Эксперты МГПУ (педагоги и детские психологи) вместе с представителями Ассоциации индустрии детских товаров в условиях реальной игровой комнаты наблюдают за детьми, а также анализируют игрушки по основным критериям:
- Соответствие возрасту — осваиваемые в игре с данной игрушкой действия должны соответствовать возрастным когнитивным, психосоциальным и психофизическим возможностям детей;
- Культуросообразность — соответствие игры и игрушки базовым ментальным установкам;
- Направленность на когнитивное развитие — насколько игрушка стимулирует развитие интеллекта, креативности и других познавательных процессов;
- Направленность на психосоциальное развитие — ориентация игрушки на позитивную социализацию личности ребёнка, развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных способностей;
- Направленность на психофизическое развитие — способность игрушки развивать мелкую и крупную моторику, стимулировать «физический интеллект» ребёнка;
- Дидактическая ценность — способность игрушки обогащать познавательную сферу личности ребёнка;
Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).
Александр Савенков признаёт, что игрушки разнообразны и не каждая должна отвечать всем критериям в равной степени:
Важно отметить, что игрушка не рассматривается экспертами и не рекомендуется детям, если она провоцирует агрессию; предполагает игровые сюжеты, связанные с насилием и безнравственностью; вызывает у ребёнка проявления жестокости, нездоровый интерес к вопросам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребёнка, или пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей; стимулирует интерес к азартным играм взрослых.
В советское время действовал научно-исследовательский институт, входивший в структуру Академии педагогических наук СССР. В нём работали педагоги, психологи, дизайнеры, конструкторы детских игрушек. Они разрабатывали образцы для массового производства.
Как Барби проходила испытание
На днях эксперты МГПУ проводили экспертизу гендерно-нейтральных кукол производителя Барби. В ходе исследования выяснилось, что красотка куколка не способствует негативным проявлениям детей, как думают некоторые: она не провоцирует агрессию, не стимулирует жестокость.
Отрицательное влияние Барби на личность ребёнка существенно преувеличено, что не скажешь про гендерно-нейтральных кукол того же производителя. В инструкции к игровому набору подчёркивалась гендерная нейтральность куклы, была прописана возможность смены её пола: кукла могла менять причёску с длинной на короткую, а джинсы — на юбку и туфли.
В испытаниях участвовали 13 родителей и 15 девочек и мальчиков — дошкольники и ученики младших классов. Предполагалось, что дети могут сами решать, девочка это или мальчик. Но ребята однозначно идентифицировали куклу как девочку-подростка. Попытки взрослых предложить детям изменить пол куклы у большинства маленьких испытателей вызывали недоумение: если это девочка, то и трансформация её образа не имеет смысла. А вот мальчиков-испытателей кукла вообще не заинтересовала.
Детям предложили российский аналог Барби — барышню в сарафане и кокошнике. Наряд был похож на костюм крепостной крестьянки, с этим образом ни одна современная девочка ассоциировать себя не захотела, соответственно, барышня-крестьянка спросом не пользовалась.
Источник: Metro
Фото: МГПУ