Исследование показало, что каждому третьему приходится брать в руки авторучку всего раз в полгода — все записи делаются в электронном виде. Печать на компьютере или телефоне почти вытеснила письмо от руки. Может, пора учить первоклашек «чистопечатанию», а не заполнению прописей? О том, нужно ли отменять обучение письму в школах, порталу «Рамблер/родители и дети» рассказывают академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, директор института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Александр Савенков и кандидат педагогических наук, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования МГПУ Ольга Цаплина.
«Доказано, что рука — это ещё один орган речи. От развития моторики руки, её подвижности, координации зависит нормальное речевое развитие маленького ребёнка. Это объясняется близким расположением центров мозга человека, отвечающих за моторику и речь», — объясняет Ольга Цаплина.
Во время написания букв и слов в голове ребёнка происходит колоссальная работа: он анализирует, обобщает написанное, то есть мыслит.
«Без этих процессов невозможно развитие интеллектуальных способностей у ребёнка, его умения концентрироваться, формулировать свои мысли. Сначала малыш раскрашивает, потом рисует, потом прописывает элементы букв и дальше уже пишет от руки — всё это этапы развития человеческого интеллекта, которые пропускать ни в коем случае нельзя».
Александр Савенков отмечает, что ещё в начале 2000-х в России велось обсуждение того, что от обучения письму в начальной школе можно отказаться без ущерба для образования детей.
«Это важно в плане преодоления перегрузки школьников. Во все времена младшие школьники, их учителя и родители тратили уйму времени, массу сил и нервов, чтобы освоить технику письма. Современные старшие школьники и студенты активно используют в процессе обучения планшеты и ноутбуки. От этого они не разучились писать, но зато как здорово, что не нужно носить кучу тяжёлых учебников и тетрадей, а достаточно компактных гаджетов», — поясняет Александр Савенков.
Эксперты уверены: даже при наличии мощных технологий письмо от руки останется важнейшим навыком, активирующим мыслительные процессы, и мостиком для развития связи между двумя полушариями мозга ребенка.