Темой семинара стали успешные практики реализации программ повышения квалификации, содержащие современные инструменты и технологии обучения: программы повышения квалификации руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций «Диалог. Тренинги по созданию безопасной коммуникативной среды школы», программы повышения квалификации заместителей директоров и школьных команд «Смешанное обучение. Ротация станций», разработанной и реализованной Московским городским университетом совместно с, корпоративной программы повышения квалификации «Использование цифровых ресурсов Microsoft в привязке к Teams в учебном процессе» с приглашенными тренерами из Microsoft.
Программу «Диалог. Тренинги по созданию безопасной коммуникативной среды школы» представляла заведующая кафедрой технологий непрерывного образования Наталия Шевелёва, которая являлась одним из разработчиков и практикующих тренеров программы. Наталия Николаевна рассказала, как она и её коллеги, практикующие медиаторы, психологи и конфликтологи, смогли адаптировать программу психолого-педагогических тренингов под дистанционный формат: как планировали различные варианты реализации программы, изменяли некоторые модели взаимодействия со слушателями уже в ходе обучения, разработали свод правил, который был принят всеми слушателями на первом же занятии, что позволило реализовать подход «Мы учимся у вас, вы учитесь у нас, мы учимся друг у друга».
Разбирали и приготовленные кейсы, и те ситуации, с которыми сталкиваются руководящий работник, когда идет коммуникация с разными участниками образовательного процесса: и учениками, и родителями, и учителями. Эта позиция позволила раскрываться слушателям, более активно «выходить из зоны комфорта» и взаимодействовать с тренерами и другими участниками.
Важным элементом реализации программы стал визуальный контент, который позволил провести тренинги с элементами психотерапии и погрузиться в проблематику создания безопасной коммуникационной среды школы всем слушателям. Активное использование визуальных образов также помогло при работе с кейсами, как запланированными тренерами, так и основанными на опыте самих участников.
Сейчас слушатели, прошедшие обучение, всё ещё состоят в том сообществе, которое создано во время дистанционного обучения, активно обмениваясь полезными материалами, интересными кейсами, получая поддержку и консультацию тренеров программы.
Наталия Николаевна и её коллеги отметили, что основной сложностью, с которой они столкнулись, стала сложность моделирования определенно ролевой ситуации, когда слушатели, не чувствуя зрительного контакта, не могли вжиться в роль. Тем не менее справиться с этой проблемой помог тот самый созданный до старта программы свод правил, который прияли все участники. Из положительного влияния тренеры отметили, что дистант заставляет использовать свою концентрацию по максимуму:
Онлайн-тренинги требуют максимальной концентрации, работа должна быть выдержанной, нужно знать много инструментов, ими хорошо владеть и «жонглировать» во время работы. Ещё онлайн позволяет мгновенно получить обратную связь: очно приходится выслушивать каждого, здесь через облако тегов можно получить обратную связь сразу ото всех участников.
Второй кейс был посвящен реализации программы по обучению модели смешанного обучения — «Смешанное обучение. Ротация станций». Её представил директор ГБОУ г. Москвы «Школа № 1788» Александр Ездов, один из разработчиков этой программы. Александр Алексеевич представил не сколько теоретическую модель обучения, сколько практический опыт педагогов и сотрудников своей школы. Как организовать интерактивное обучение, сделать образовательный процесс на дистанционном обучении интересным и познавательным, выключить у педагогов режим «говорящей головы» — все эти вопросы актуальны для современных руководителей и педагогов: на программе в три потока обучилось почти 300 человек!
Основной упор программы был сделан на практику: слушатели были погружены в смешанный формат обучения с самого старта программы, это помогло им лучше узнать организацию такой образовательной модели изнутри. Сначала слушатели погружались в роли ученика, потом брали на себя роль учителя, а потом проектировали собственные уроки в этом формате. Именно практическая программа внедрения полученных в ходе обучения знаний в обыденный образовательный процесс своей школы и стал итоговым проектом по программе повышения квалификации.
Опыт реализации программы «Смешанное обучение. Ротация станций» вызывал большой отклик среди участников семинара, было задано множество вопросов, начиная от как разделяли такие большие потоки слушателей на группы и заканчивая спецификой применения модели смешанного обучения в зависимости от предметной направленности педагогов:
У нас не было деления на какие-то стабильные группы, люди постоянно перемещались, смешивались, это позволяло им находить единомышленников, обмениваться опытом. Были занятия, которые проводились каждому потоку совместно, были занятия, когда, например, педагогов-предметников разделяли на группы, чтобы обучить каким-то тонкостям работы с учетом их предмета, их специализации.
Третий кейс представляла Антонина Генералова, старший преподаватель департамента математики и физики Института цифрового образования, делясь с участниками семинара опытом реализации корпоративной программы «Использование цифровых ресурсов Microsoft в привязке к Teams в учебном процессе». Команда тренеров программы собрала в себе лучших экспертов Московского городского по работе в цифровой среде Teams и корпорации Microsoft.
Программа освещает три больших темы: использование Teams, «продвинутая» работа с инструментами Power Point и проектирование дистанционных занятий с использованием других цифровых сервисов, которые могут быть внедрены в среду Teams. Программа исключительно практикоориентированная: все слушатели программы, а это 190 человек, обучаются в той же среде, в которой им предстоит работать, это позволяет лучше узнать сами инструменты, понять, как их видит преподавателей и как — ученик. Преподавателей и сотрудников МГПУ, обучающиеся на программе, создали целое комьюнити, в котором они могут свободно задавать вопросы, получить поддержку и помощь других слушателей и тренеров, активно делиться лайфхаками и своим опытом.
Многие участники семинара также состоят в этом сообществе и высказали искренние слова благодарности организаторам и тренерам программы:
Обучение позволяет всем преподавателям объединиться, почувствовать себя частью большой «семьи» Московского городского. А то, чем у мы учимся, помогает сделать дистанционный формат более личностным, более эмоциональным и человечным, что важно как при обучении студентов, так и при обучении педагогов, чтобы и они смогли позже передать это своим ученикам.
В работе семинара принимало участие более 60 представителей всех институтов МГПУ, все участники были рады возможности объединиться и обсудить такие интересны и важные для каждого, кто участвует в реализации программ дополнительного профессионального образования. Мы специально попросили оставить свое мнение о семинаре в программе Mentimeter и уверены, что следующий научно-практический семинар, посвященный реализацию программ дополнительного профессионального образования будет столь же продуктивным и интересным.