Top.Mail.Ru
Яковлева Ирина Михайловна

Яковлева Ирина Михайловна

Должность: начальник департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик, профессор

Ученая степень и звание: доктор педагогических наук, профессор


+7 (495) 134-94-68, ул. Панфёрова 8, корп. 2.

YakovlevaIM@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
• Обучение и воспитание детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
• Современные научно-практические подходы к образованию детей с интеллектуальными нарушениями
• Основы математики с методикой преподавания
• Профессионально-личностный и карьерный рост специального педагога
• Теория и практика инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
• Организация научно-исследовательской и проектной деятельности магистранта
Научно-преподавательский стаж
25 лет
Заслуги, награды

Награждена Грамотой Департамента образования г. Москвы

Уровень образования, квалификации
МГПИ им. Ленина (теперь – МПГУ) по специальности «дефектология»
Направление подготовки (или специальность)
Дефектолог
Общий стаж
35 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• Современный английский язык для деловых коммуникаций, г. Москва (ГАОУ ВО МГПУ, 26.02.2018 – 31.03.2018, 36 часов).
• Технология разработки и использования ресурсов «Московской электронной школы, г. Москва (ГАОУ ВО МГПУ, 15.05.2018 – 25.05.2018, 72 часа).
• Разработка и экспертиза электронных модулей программ педагогического образования, г. Москва (ГАОУ ВО МГПУ, 29.10.2018 – 02.11.2018, 36 часов).
• Информационные технологии в работе преподавателя вуза, г. Москва (ГАОУ ВО МГПУ, 15.11.2018 – 26.11.2018, 36 часов).
• Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, г. Москва (ГАОУ ВО МГПУ, 15.04.2019 – 05.06.2019, 72 часа).
• Технология создания презентаций для дистанционного обучения, г. Москва (ГАОУ ВО МГПУ, 27.04.2020 – 26.08.2020, 24 часа).
• Реализация междисциплинарных практик в модели Liberal Arts, г. Москва (ГАОУ ВО МГПУ, 19.04.2021 - 30.04.2021, 36 часов).
• Технологии разработки и проведения экспертизы программ дополнительного образования, профессионального обучения, г. Москва (ГАОУ ВО МГПУ, 29.11.2021 – 29.12.2021, 18 часов).
• Оказание первой помощи пострадавшим на производстве, г. Москва, Актион-университет, 30.09.2022 (16 часов).
• Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы охраны труда, г. Москва, Актион-университет, 30.09.2022 (16 часов).
• «Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное дефектологическое образование»» (ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», 21.11.2022 – 02.12.2022, 72 часа,).
• Международная онлайн-стажировка «Инклюзивное профессиональное образование: современный взгляд и подходы», 09.12.2022 – 20.12. 2022, 72 ч., SKLAD online educational platform
• «Педагогический дизайн и создание курса на базе LMS» (ГАОУ ВО МГПУ, 06.06.2023-30.06.2023, 36 часов).
Основные публикации

Учебные издания и монографии:

  • Математика 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2018. — Ч.1 — 135 с. Ч.2 — 136 с.
  • Адаптация детей с нарушениями развития к образовательной организации: монография / Яковлева И.М., Мануйлова В.В., Титова О.В., Гусейнова А.А., Караневская О.В., Браткова М.В., Тюрина Н.Ш., Афанасьева Ю.А., Павлова А.С., Миронова А.В. — М: МГПУ, 2022. — 144 с.
  • Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики в начальной школе: монография / И.М. Яковлева, Е.В. Скира. — М.: ИНФРА-М, 2022. — 146 с.
  • Педагогика и психология детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / И.М. Яковлева, М.В. Браткова, О.В. Караневская, О.В. Титова, Ю.А. Афанасьева. Под ред. д-ра наук И.М. Яковлевой. — М.: ИНФРА-М, 2023. — 382 с.

Статьи:

  • Актуальные проблемы подготовки учителя-олигофренопедагога на современном этапе // Итоговый сборник II Всероссийского съезда дефектологов. Сборник научных докладов и тезисов выступлений II Всероссийского съезда дефектологов // Под ред. И.Л. Соловьевой. — М.- АНО «НМЦ «СУВАГ», 2018. — С 114−118.
  • Социальная и образовательная инклюзия лиц с интеллектуальными нарушениями: проблемы и решения // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (29 марта 2017 г., г. Москва) «Образовательная и социальная инклюзия лиц нарушениями интеллектуального развития» Сост.: И.М. Яковлева, О.В. Титова. — М: МГПУ, 2018. — С. 8−18.
  • Международная конференция по инклюзивному образованию — выбор стратегии развития // Дефектология. — 2018. — № 3. — С. 66−70.
  • Состояние умений младших школьников с интеллектуальными нарушениями решать простые арифметические задачи // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. — Сб. статей: — Ялта: РИО ГПА, 2018. — Вып.58. — Ч.IV. — С.296−299.
  • Закрепление табличного умножения и деления у обучающихся с легкой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2019. — № 3. — С. 36−40.
  • Современные тенденции подготовки педагогов к инклюзивному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья // Региональное образование: современные тенденции. — 2019. — № 3 (39). — С.126−130.
  • Педагогические технологии инклюзивного образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / Начальная школа. — 2019. — № 7. — С.61−65.
  • К вопросу о педагогических технологиях инклюзивного образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Материалы XI Международного теоретико-методологического семинара (25 марта 2019 г.)// Сост.: Н.М. Назарова, О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, Н.Ш. Тюрина. — М.: МГПУ, 2019. — С.48−54.
  • Методические рекомендации к проведению тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2019. — № 3. — С.4−14.
  • Интерактивный подход в обучении детей с умственной отсталостью / Интерактивный подход в специальном и инклюзивном образовании. Сборник статей XII Международного теоретико-методологического семинара. — М.: МГПУ, 2020. — С. 28−32.
  • Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе / Мировые тенденции специального и инклюзивного образования. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. — М., 2020. — С.276−281.
  • Training of pedagogical personnel for inclusive education children with disabilities // Education and city: education and quality of living in the city. The Third Annual International Symposium Tom. 98 — 2021. — P. 4005
  • Из опыта дистанционной работы со взрослыми инвалидами с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — № 5. — С.34−41.
  • Подготовка педагогических кадров к инклюзивному образованию школьников с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. — 2021. — № 2. — С. 170−181.
  • Развитие базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в процессе обучения решению математических задач //Специальное образование. — 2022. — № 1. — С. 150−161.

Патент:

  • Технологии обучения математике школьников с нарушениями интеллектуального развития/ Яковлева И.М., Афанасьева Ю.А. — № 2 019 622 085, дата регистрации 14 ноября 2019 г.
О себе
  • С 1989 г. работала во вспомогательной школе в качестве учителя математики, затем в должности заместителя директора по учебной работе. С 1992 по 1995 гг. обучалась в аспирантуре МПГУ им. В.И.Ленина, совмещала обучение с преподаванием в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В 1995 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Новая система изучения арифметических действий с многозначными числами во вспомогательной школе». С 1998 г. работаю в Московском городском педагогическом университете. В 2010 году защитила докторскую диссертацию на тему «Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога в системе непрерывного педагогического образования».
  • Являлась организатором и активным участником Всероссийской научно-практической конференции «Практика инклюзивного образования детей с интеллектуальными нарушениями» (29 марта 2021 г.), приняла участие в Международной научно-практической конференции «Мировые тенденции специального и инклюзивного образования» (24 января 2020 г.), научно-практической конференции с международным участием «Современная теория и практика сопровождения детей различных категорий в свете наследия Л.С. Выготского» (30 марта 2021 г.), Международном форуме «Жизнеустройство людей с ментальной инвалидностью: прошлое, настоящее, будущее» (27−29 сентября 2021 г.), а также семинаров и круглых столов по проблемам инклюзивного образования. Приняла участие с докладом «Инклюзивное образование в России: история и современность» в международной конференции по инклюзивному образованию, состоявшейся 4−7 июля 2017 г. в Пекине (КНДР).
  • Под научным руководством Яковлевой И.М. подготовлено шесть кандидатов педагогических наук по специальности 13.00.03 — коррекционная педагогика
  • Член рабочей группы по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при Министерстве просвещения Российской Федерации
  • Член жюри Всероссийских конкурсов «Учитель-дефектолог» и «Лучшая инклюзивная школа» в 2019—2021 гг.
  • Член редакционных коллегий научно-методических журналов «Коррекционная педагогика», «Вестник МГПУ. Среднее специальное образование», «Педагогический имидж».
  • С 2016 года является председателем комиссии государственной итоговой аттестации выпускников МГППУ по основной профессиональной образовательной программе высшего образования «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС)» по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» уровень — магистратура, с 2019 г. является председателем комиссии государственной итоговой аттестации выпускников МПГУ по основной профессиональной образовательной программе высшего образования по направлению. «Специальное (дефектологическое) образование».
Область научных интересов
  • Обучение и воспитание детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
    • Современные научно-практические подходы к образованию детей с интеллектуальными нарушениями
    • Основы математики с методикой преподавания
    • Профессионально-личностный и карьерный рост специального педагога
Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, Олигофренопедагогика,
• 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, Технологии образования детей с нарушениями интеллектуального развития, Теория и практика комплексной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра,