Воровщиков Сергей Георгиевич
Должность: Профессор департамента педагогики
Ученая степень и звание: Доктор педагогических наук, профессор
+7 (499) 253-05-48 доб. 109
vorovshikovsg@mgpu.ru
123022, г. Москва, Столярный переулок, д.16 стр.1
- Дисциплины комплексного модуля «Организационно-управленческий». Магистратура: «Контроль и сопровождение образовательной деятельности», «Организация образовательного процесса».
- Руководство научно-исследовательской деятельностью бакалавров, магистрантов и аспирантов.
Орден «За вклад в просвещение» (2008 г.). Почетная грамота Ученого совета ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (2011 г). Императорская медаль «Юбилей Всенародного Подвига. 1613−2013» (2013 г.).
Начиная с 1990 года, в соавторстве и индивидуально опубликовал более 500 научных и учебно-методических работ (индекс Хирша в РИНЦ — 46, февраль 2024 г.):
1. Воровщиков С.Г. Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов: 2-е изд., перераб. — М.: 5 за знания, 2008. — 352 с.
2. Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: Теория, технология: 2-е изд., перераб. — М.: 5 за знания, 2009. — 304 с.
3. Воровщиков С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы/ С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова: 4-е изд. — М.: 5 за знания, 2009. — 352 с.
4. Воровщиков С. Г и др. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников/ С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, Г. П. Каюда, Н.В. Гладик, Д.В. Татьянченко и др.: 2-е изд. — М.: 5 за знания, 2009. — 288 с.
5. Воровщиков С. Г и др. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения/ С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова, Д.В. Татьянченко и др.: 2-е изд., перераб. — М.: 5 за знания, 2010. — 402 с.
6. Воровщиков С.Г. Менеджмент в образовании/ С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова. — М.: ГБОУ ДО «Учебно-спортивный центр» Москомспорта, 2012. — 312 с.
7. Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения/ С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова: Монография. — М.: МПГУ «Прометей», 2012. — 210 с.
8. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития универсальных учебных действий как деятельностного компонента учебно-познавательной компетентности учащихся/ С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко, Е.В. Орлова. — М.: Национальный книжный центр, 2012. — 280 с.
9. Развитие универсальных учебных действий/ Под ред. С.Г. Воровщикова, Н.П. Авериной. — М.: УЦ «Перспектива», 2013. — 280 с.
10. Воровщиков С.Г. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития/ С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко, Е.В. Орлова. — М.: УЦ «Перспектива», 2014. — 240 с.
11. Воровщиков С.Г. Метапредметное учебное занятие: ресурс освоения обучающимися универсальных учебных действий / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова, Н.П. Аверина, В.А. Гольдберг, Д.В. Татьянченко и др.: Учебное пособие. — М.: УЦ «Перспектива», 2015. — 274 с.
12. Воровщиков С.Г. Теория и практика метапредметного образования: поиски решения проблем / С.Г. Воровщиков, В.А. Гольдберг, С.С. Виноградова, Д.В. Татьянченко и др. — М.: 5 за знания, 2017. — 364 с.
13. Воровщиков С.Г. Образовательный проект и учебное исследование: что это такое, и как их корректно разрабатывать и проводить: учеб. пособие: 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Изд-во Финансового университета при Правительстве РФ, 2017. — 238 с.
14. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система учебно-методического сопровождения развития учебно-познавательной компетентности учащихся.// Интернет-журнал «Эйдос». — 2011. — № 6.- Режим доступа: eidos-institute.ru/upload/journal/2011/Eidos-Vestnik2011−112-Vorovschikov.pdf
15. Воровщиков С.Г. Учебно-методическое и управленческое сопровождение компетентностно-ориентированного образования // Вестник Института образования человека. — 2012. — № 1. — Режим доступа: eidos-institute.ru/journal/2012/100/Eidos-Vestnik2012−122-Vorovshikov.pdf
16. Воровщиков С. Г. Программа развития школы: условия эффективной разработки и реализации // Вестник Института образования человека. — 2013. — № 2. — С.11. — Режим доступа: eidos-institute.ru/journal/2013/200/Eidos-Vestnik2013−211-Vorovschikov.pdf
17. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции // Вестник Института образования человека. — 2014. — № 1. — С. 5. — Режим доступа: eidos-institute.ru/journal/2014/100/Eidos-Vestnik2014−105-Vorovschikov.pdf
18. Воровщиков С.Г. К вопросу о проектировании теории метапредметного образования // Вестник Института образования человека. — 2016. — № 1. — Режим доступа: eidos-institute.ru/journal/2016/100/Eidos-Vestnik2016−113-Vorovschikov.pdf
19. Воровщиков С.Г. Каково содержание метапредметного образования, и как его освоить?/ С.Г. Воровщиков, Т.К. Родионова, А.В. Родионов // Журнал педагогических исследований. — 2017. — № 4, Т. 2. — С. 59−80 — Режим доступа: naukaru.ru/ru/nauka/article/18 121/view
20. Воровщиков С. Г. Учебно-методический комплекс метапредметного курса: состав и структура // Журнал педагогических исследований. — - № 5 (Т. 2). — С. 22−43. — Режим доступа: naukaru.ru/ru/nauka/article/18 988/view
21. Воровщиков С.Г. Метапредметная образовательная программа внутришкольной системы учебно-методического сопровождения, формирования и развития общеучебных умений учащихся // Вестник Института образования человека. — 2017. — №. — С.13. — Режим доступа: eidos-institute.ru/journal/2017/200/Eidos-Vestnik2017−213-Vorovschikov.pdf
22. Воровщиков С.Г., Татьянченко Д.В. Внутришкольная система метапредметного образования: состав и структура // Академик. — - № 4. — С. 51−67. — Режим доступа: academic-journal.ru/ru/Vorovshchikov_Tatyanchenko4_2018
23. Воровщиков С.Г. К обоснованию типологии общеучебных образовательных результатов // Вестник Института образования человека. — 2018. — № 1. — С.4. — Режим доступа: eidos-institute.ru/journal/2018/100/Eidos-Vestnik2018−104-Vorovschikov.pdf
24. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Картинирование мира: игра и «цифра» / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2018. — № 2(5). — Режим доступа: journal.homocyberus.ru/kartinirovanie_mira_igra_i_tsifra
25. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Игровое картинирование мира // Журнал педагогических исследований. — 2019. — Т. 4 № 1. — С. 22−27 — Режим доступа: naukaru.ru/ru/nauka/article/27 857/view
26. Воровщиков С.Г. Шамовские чтения как методологический ресурс развития научной школы Управления образовательными системами // Журнал педагогических исследований. — 2019. — Т.4. № 2. — С. 3−10 — Режим доступа: naukaru.ru/ru/nauka/article/29 687/view
27. Воровщиков С.Г. Дистанционный «Декамерон», или некоторые новеллы профессора из самоизоляции // Вестник Института образования человека. — 2020. — № 1. — С.5. eidos-institute.ru/journal/2020/100/ — Режим доступа: eidos-institute.ru/journal/2020/100/Eidos-Vestnik2020−105-Vorovschikov.pdf
В 1984 году с отличием окончил филологический факультет Челябинского государственного университета. Работал учителем русского языка и литературы, заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, старшим преподавателем кафедры научных основ управления школой Челябинского государственного педагогического института, являлся одним из основателей и руководителей консалтингового центра «Педагогические инновации» (1993−2003 гг.). Доцент (2004−2007 гг.), профессор (2007−2015 гг.) кафедры управления образовательными системами, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (2007−2015 гг.), заведующий кафедрой управления образовательными системами (2012−2015 г.) ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». С 2016 г. по 2018 г. — старший методист ГБОУ города Москвы «Школа № 354 им. Д.М. Карбашева». С октября 2018 г. профессор Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».
В 1993 г. в Институте образования взрослых РАО г. Санкт-Петербурга защитил кандидатскую диссертацию «Проблемно-деятельностная игра как метод внутришкольного управления» (научный руководитель: проф., д.п.н. Ю.А. Конаржевский). В 2007 г. в диссертационном совете при МПГУ защитил докторскую диссертацию «Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников» (научный консультант: проф., д.п.н., член-корр. РАО Т.И. Шамова). В 2015 г. присвоено ученое звание профессора по научной специальности
Гл. редактор журнала «НАУКА. УПРАВЛЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. РФ» (с 2021 г.). Член редакционной коллегии семи журналов: «Народное образование (с 2018 г. ВАК), «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» (с 2015 г., ВАК), «Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика» (с 2018 г. ВАК), «Вестник Института образования человека» (с 2013 г.), «Журнал педагогических исследований» (с 2019 г.), «Образовательный форсайт» (с 2019 г.), «Антропологическая дидактика и воспитание» (с 2021 г.).
Член Экспертного совета по общему и дополнительному образованию при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ шестого созыва с 2013 по 2016 г. (руководитель: депутат ГД И.В. Мануйлова), седьмого созыва с 2016 г. (руководитель: зам. председателя Комитета ГД по образованию и науке, депутат ГД Л.Н. Духанина).
Избран в качестве действительного члена Академии профессионального образования (2012 г.) и Международной академии наук педагогического образования (2013 г.). С 2016 года является основателем и председателем отраслевого отделения «Управление образовательными системами» Международной академии наук педагогического образования.
С 2008 г. является Председателем оргкомитета ежегодной Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами».
Разрабатывает, обосновывает и апробирует теорию и технологию управленческо-педагогического консультирования, внутришкольного управления, учебно-методического и управленческого сопровождения освоения учащимися универсальных учебных действий как деятельностного компонента содержания метапредметного образования.
Член диссертационного совета
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Проектирование образовательных программ, иностранный язык»
44.03.01 Педагогическое образование, «Проектирование образовательных программ»
44.04.01 Педагогическое образование, «Менеджмент в образовании»
44.04.01 Педагогическое образование, «STEAM-образование»
44.04.01 Педагогическое образование, «Кадетское образование»
44.04.01 Педагогическое образование, «Дошкольное образование»
44.06.01 Образование и педагогические науки, «5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования»
44.06.01 Образование и педагогические науки, «5.8.7. Методология и технология профессионального образования»