Top.Mail.Ru
Воровщиков Сергей Георгиевич

Воровщиков Сергей Георгиевич

Должность: Профессор департамента педагогики

Ученая степень и звание: Доктор педагогических наук, профессор


+7 (499) 253-05-48 доб. 109

vorovshikovsg@mgpu.ru

123022, г. Москва, Столярный переулок, д.16 стр.1


Преподаваемые дисциплины
- Дисциплины комплексного модуля «Основы менеджмента». Бакалавриат: «Образовательная организация и менеджмент», «Технологии менеджмента», «Историография менеджмента». «Введение в научно-исследовательскую деятельность»
- Дисциплины комплексного модуля «Организационно-управленческий». Магистратура: «Контроль и сопровождение образовательной деятельности», «Организация образовательного процесса».
- Руководство научно-исследовательской деятельностью бакалавров, магистрантов и аспирантов.
Научно-преподавательский стаж
19 лет
Заслуги, награды

Орден «За вклад в просвещение» (2008 г.). Почетная грамота Ученого совета ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (2011 г). Императорская медаль «Юбилей Всенародного Подвига. 1613−2013» (2013 г.).

Уровень образования, квалификации
Высшее.
Направление подготовки (или специальность)
Филолог. Преподаватель
Общий стаж
38 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
Курсы повышения квалификации: «Цифровые ресурсы реализации основных образовательных программ магистратуры» (2020 г.).
Основные публикации

Начиная с 1990 года, в соавторстве и индивидуально опубликовал более 500 научных и учебно-методических работ (индекс Хирша в РИНЦ — 46, февраль 2024 г.):

1. Воровщиков С.Г. Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов: 2-е изд., перераб. — М.: 5 за знания, 2008. — 352 с.
2. Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: Теория, технология: 2-е изд., перераб. — М.: 5 за знания, 2009. — 304 с.
3. Воровщиков С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы/ С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова: 4-е изд. — М.: 5 за знания, 2009. — 352 с.
4. Воровщиков С. Г и др. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников/ С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, Г. П. Каюда, Н.В. Гладик, Д.В. Татьянченко и др.: 2-е изд. — М.: 5 за знания, 2009. — 288 с.
5. Воровщиков С. Г и др. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения/ С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова, Д.В. Татьянченко и др.: 2-е изд., перераб. — М.: 5 за знания, 2010. — 402 с.
6. Воровщиков С.Г. Менеджмент в образовании/ С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова. — М.: ГБОУ ДО «Учебно-спортивный центр» Москомспорта, 2012. — 312 с.
7. Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения/ С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова: Монография. — М.: МПГУ «Прометей», 2012. — 210 с.
8. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития универсальных учебных действий как деятельностного компонента учебно-познавательной компетентности учащихся/ С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко, Е.В. Орлова. — М.: Национальный книжный центр, 2012. — 280 с.
9. Развитие универсальных учебных действий/ Под ред. С.Г. Воровщикова, Н.П. Авериной. — М.: УЦ «Перспектива», 2013. — 280 с.
10. Воровщиков С.Г. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития/ С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко, Е.В. Орлова. — М.: УЦ «Перспектива», 2014. — 240 с.
11. Воровщиков С.Г. Метапредметное учебное занятие: ресурс освоения обучающимися универсальных учебных действий / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова, Н.П. Аверина, В.А. Гольдберг, Д.В. Татьянченко и др.: Учебное пособие. — М.: УЦ «Перспектива», 2015. — 274 с.
12. Воровщиков С.Г. Теория и практика метапредметного образования: поиски решения проблем / С.Г. Воровщиков, В.А. Гольдберг, С.С. Виноградова, Д.В. Татьянченко и др. — М.: 5 за знания, 2017. — 364 с.
13. Воровщиков С.Г. Образовательный проект и учебное исследование: что это такое, и как их корректно разрабатывать и проводить: учеб. пособие: 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Изд-во Финансового университета при Правительстве РФ, 2017. — 238 с.
14. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система учебно-методического сопровождения развития учебно-познавательной компетентности учащихся.// Интернет-журнал «Эйдос». — 2011. — № 6.- Режим доступа: eidos-institute.ru/upload/journal/2011/Eidos-Vestnik2011−112-Vorovschikov.pdf
15. Воровщиков С.Г. Учебно-методическое и управленческое сопровождение компетентностно-ориентированного образования // Вестник Института образования человека. — 2012. — № 1. — Режим доступа: eidos-institute.ru/journal/2012/100/Eidos-Vestnik2012−122-Vorovshikov.pdf
16. Воровщиков С. Г. Программа развития школы: условия эффективной разработки и реализации // Вестник Института образования человека. — 2013. — № 2. — С.11. — Режим доступа: eidos-institute.ru/journal/2013/200/Eidos-Vestnik2013−211-Vorovschikov.pdf
17. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции // Вестник Института образования человека. — 2014. — № 1. — С. 5. — Режим доступа: eidos-institute.ru/journal/2014/100/Eidos-Vestnik2014−105-Vorovschikov.pdf
18. Воровщиков С.Г. К вопросу о проектировании теории метапредметного образования // Вестник Института образования человека. — 2016. — № 1. — Режим доступа: eidos-institute.ru/journal/2016/100/Eidos-Vestnik2016−113-Vorovschikov.pdf
19. Воровщиков С.Г. Каково содержание метапредметного образования, и как его освоить?/ С.Г. Воровщиков, Т.К. Родионова, А.В. Родионов // Журнал педагогических исследований. — 2017. — № 4, Т. 2. — С. 59−80 — Режим доступа: naukaru.ru/ru/nauka/article/18 121/view
20. Воровщиков С. Г. Учебно-методический комплекс метапредметного курса: состав и структура // Журнал педагогических исследований. — - № 5 (Т. 2). — С. 22−43. — Режим доступа: naukaru.ru/ru/nauka/article/18 988/view
21. Воровщиков С.Г. Метапредметная образовательная программа внутришкольной системы учебно-методического сопровождения, формирования и развития общеучебных умений учащихся // Вестник Института образования человека. — 2017. — №. — С.13. — Режим доступа: eidos-institute.ru/journal/2017/200/Eidos-Vestnik2017−213-Vorovschikov.pdf
22. Воровщиков С.Г., Татьянченко Д.В. Внутришкольная система метапредметного образования: состав и структура // Академик. — - № 4. — С. 51−67. — Режим доступа: academic-journal.ru/ru/Vorovshchikov_Tatyanchenko4_2018
23. Воровщиков С.Г. К обоснованию типологии общеучебных образовательных результатов // Вестник Института образования человека. — 2018. — № 1. — С.4. — Режим доступа: eidos-institute.ru/journal/2018/100/Eidos-Vestnik2018−104-Vorovschikov.pdf
24. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Картинирование мира: игра и «цифра» / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2018. — № 2(5). — Режим доступа: journal.homocyberus.ru/kartinirovanie_mira_igra_i_tsifra
25. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Игровое картинирование мира // Журнал педагогических исследований. — 2019. — Т. 4 № 1. — С. 22−27 — Режим доступа: naukaru.ru/ru/nauka/article/27 857/view
26. Воровщиков С.Г. Шамовские чтения как методологический ресурс развития научной школы Управления образовательными системами // Журнал педагогических исследований. — 2019. — Т.4. № 2. — С. 3−10 — Режим доступа: naukaru.ru/ru/nauka/article/29 687/view
27. Воровщиков С.Г. Дистанционный «Декамерон», или некоторые новеллы профессора из самоизоляции // Вестник Института образования человека. — 2020. — № 1. — С.5. eidos-institute.ru/journal/2020/100/ — Режим доступа: eidos-institute.ru/journal/2020/100/Eidos-Vestnik2020−105-Vorovschikov.pdf

О себе

В 1984 году с отличием окончил филологический факультет Челябинского государственного университета. Работал учителем русского языка и литературы, заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, старшим преподавателем кафедры научных основ управления школой Челябинского государственного педагогического института, являлся одним из основателей и руководителей консалтингового центра «Педагогические инновации» (1993−2003 гг.). Доцент (2004−2007 гг.), профессор (2007−2015 гг.) кафедры управления образовательными системами, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (2007−2015 гг.), заведующий кафедрой управления образовательными системами (2012−2015 г.) ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». С 2016 г. по 2018 г. — старший методист ГБОУ города Москвы «Школа № 354 им. Д.М. Карбашева». С октября 2018 г. профессор Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».

В 1993 г. в Институте образования взрослых РАО г. Санкт-Петербурга защитил кандидатскую диссертацию «Проблемно-деятельностная игра как метод внутришкольного управления» (научный руководитель: проф., д.п.н. Ю.А. Конаржевский). В 2007 г. в диссертационном совете при МПГУ защитил докторскую диссертацию «Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников» (научный консультант: проф., д.п.н., член-корр. РАО Т.И. Шамова). В 2015 г. присвоено ученое звание профессора по научной специальности 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования. Под научным руководством защищено четыре кандидатские диссертации.
Гл. редактор журнала «НАУКА. УПРАВЛЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. РФ» (с 2021 г.). Член редакционной коллегии семи журналов: «Народное образование (с 2018 г. ВАК), «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» (с 2015 г., ВАК), «Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика» (с 2018 г. ВАК), «Вестник Института образования человека» (с 2013 г.), «Журнал педагогических исследований» (с 2019 г.), «Образовательный форсайт» (с 2019 г.), «Антропологическая дидактика и воспитание» (с 2021 г.).

Член Экспертного совета по общему и дополнительному образованию при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ шестого созыва с 2013 по 2016 г. (руководитель: депутат ГД И.В. Мануйлова), седьмого созыва с 2016 г. (руководитель: зам. председателя Комитета ГД по образованию и науке, депутат ГД Л.Н. Духанина).
Избран в качестве действительного члена Академии профессионального образования (2012 г.) и Международной академии наук педагогического образования (2013 г.). С 2016 года является основателем и председателем отраслевого отделения «Управление образовательными системами» Международной академии наук педагогического образования.

С 2008 г. является Председателем оргкомитета ежегодной Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами».
Разрабатывает, обосновывает и апробирует теорию и технологию управленческо-педагогического консультирования, внутришкольного управления, учебно-методического и управленческого сопровождения освоения учащимися универсальных учебных действий как деятельностного компонента содержания метапредметного образования.
Член диссертационного совета Д 72.2.007.07 при МГПУ (5.8.1 — общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.7 — теория и методика профессионального образования).

Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
44.03.00 Образование и педагогические науки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Проектирование образовательных программ, иностранный язык»
44.03.01 Педагогическое образование, «Проектирование образовательных программ»
44.04.01 Педагогическое образование, «Менеджмент в образовании»
44.04.01 Педагогическое образование, «STEAM-образование»
44.04.01 Педагогическое образование, «Кадетское образование»
44.04.01 Педагогическое образование, «Дошкольное образование»
44.06.01 Образование и педагогические науки, «5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования»
44.06.01 Образование и педагогические науки, «5.8.7. Методология и технология профессионального образования»