Варламова Алла Вячеславовна
Должность: доцент
Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук
• КВ: Сопровождение ребенка с кохлеарным имплантом в инклюзивной среде
• Медико-педагогическая диагностика и реабилитация детей с нарушениями слуха
• Методики обучения предметно-практической деятельности
• Обучение восприятию и воспроизведению устной речи
• Обучение детей с нарушениями слуха восприятию и воспроизведению устной речи
• Особенности тьюторского сопровождения детей с нарушениями слуха
• Предметно-практическое обучение детей с сенсорными нарушениями
• Психолого-педагогическое сопровождение кохлеарно-имплантированных детей
• Создание коррекционно-развивающей среды и формирование жизненных компетенций у детей с нарушениями слуха
• Сурдопедагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в семье
Грант Мэра Москвы в сфере образования в 2009 году. Почётная грамота Министерства просвещения Российской Федерации за многолетний и добросовестный труд и значительные заслуги в сфере образования (2023 г.)
ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Дактильная и жестовая речь, как специфические средства коммуникации лиц с нарушениями слуха
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Технологии дистанционного обучения с использованием образовательных ресурсов Московской электронной школы
1. 2009 г., г. Москва — г. Сочи, Межрегиональная научно-практическая конференция «Теория и практика обеспечения качественного образовательного процесса в современных условиях». Сборник материалов конференции (ISBN 978−5-88 702−359−5). «Интеллектуальное развитие глухих старшеклассников на уроках химии», Варламова А. В, стр. 144.
2. 2009 г. Конференция МГПУ, г. Москва. Личностно-ориентированные технологии экологического воспитания глухих старшеклассников. УДК 371.9 (075.8), Соловьева И.Л., Варламова А.В.
3. Сборник публикаций педагогических работников на соискание Гранта Москвы в сфере образования в 2009 г. Методическая разработка «Инновационная модель обучения химии старшеклассников с нарушением слуха», Варламова А.В.
4. Использование технологии структурно-логических схем при обучении химии глухих старшеклассников. / A.B. Варламова // Известия РГПУ имени А.И.Герцена. Серия психолого-педагогические науки. — 2012. — Х"133. -С. 283−287.
5. Пример урока по химии для учащися с нарушениями слуха. Железный век продолжается / Варламова А.В. // Журнал «Химия в школе». — 2011. — № 9 — С. 24−29 (ISSN 0368−5623)
6. 2013 г. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук «Педагогические условия экологического образования глухих старшеклассников на уроках химии», Варламова А.В.
7. 2014 г., апрель, Санкт-Петербург. XXI Международная конференция «Ребёнок в современном мире. Детство и массовая культура». Материалы конференции представлены в сборнике «Особый ребёнок в поликультурном обществе». Статья Варламовой А.В. «О своеобразии формирования экологической компетентности у глухих старшеклассников при обучении химии».
8. Участие в межрегиональной научно-практической конференции «Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование», 19−20 декабря 2014 г., Институт специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета. Публикация в сборнике конференции. Статья «Методические рекомендации по формированию экологической компетентности у глухих старшеклассников при обучении химии», Варламова А. В 9. 2016 г. VIII международный теоретико-методологический семинар «Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями». ГАОУ ВО г. Москвы, МГПУ, Институт специального образования и комплексной реабилитации. Варламова А.В., Тепаева Ю.А., «Проектный метод с глухими учащимися в условиях школьного экологического образования», сборник материалов конференции (ISBN 978−5-4214−0045−5).
10. 2017 г. IX международный теоретико-методологический семинар «Междисциплинарный подход в исследованиях по специальной педагогике и специальной психологии». ГАОУ ВО г. Москвы, МГПУ, Институт специального образования и комплексной реабилитации. Варламова А.В., Сильянова Е.А., Чунихина О.Л. «О соотношении речевых средств в обучении глухих школьников основам предметных наук», сборник материалов конференции (ISBN 978−5-243−472−5) drive.google.com/file/d/16Q4KchOk1ZM6yXtrP….
11. 2017 г. IX международный теоретико-методологический семинар «Междисциплинарный подход в исследованиях по специальной педагогике и специальной психологии». ГАОУ ВО г. Москвы, МГПУ, Институт специального образования и комплексной реабилитации. Варламова А.В., Абдурахманова Н.В., Прощенкова Е.Ю. «Междисциплинарный подход в реализации метода проектов при обучении глухих школьников», сборник материалов конференции (ISBN 978−5-243−472−5).
12. 2018 г., Всероссийская научно-практическая конференция «Образование лиц с нарушением слуха: достижения и актуальные проблемы». Сборник материалов конференции. Варламова А.В. Развитие мыслительной деятельности у глухих обучающихся средствами уроков химии.
13. 2020 г. Дверь в большой мир: билингвистическое обучение глухих. Сборник статей. — М., 2020. — 416 с. (ISBN 978−5-6 044 887−0-6); «Новый подход при обучении химии глухих старшеклассников», Варламова А.В. drive.google.com/drive/folders/1arhbRybrci…
14. 2022/2023 г. г. Государственный университет просвещения, факультет специальной педагогики и психологии. Российская академия медико-социальной реабилитации. V ЕЖЕГОДНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ ДЕФЕКТОЛОГА «СПЕЦИАЛЬНОЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ, ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ». Варламова А.В., Горошков А.В., Недосейкина Е.С. «Использование средств жестового языка при обучении глухих школьников предметам естественно-научного цикла», сборник материалов конференции drive.google.com/file/d/1deh-lPfNDGNGX5GxG…, стр. 10.
В 1991 году закончила МХТИ им. Д.И. Менделеева. С 1995 по 1997 гг преподавала курсы по «Общей химии», «Физико-химическим методам анализа» в политехническом колледже завода «Серп и молот». С 1997 г. под руководством д.п.н., профессора Галины Лазаревны Зайцевой обучала химии глухих детей в билингвистических классах специальной коррекционной школы № 65 города Москвы. В 1998 году закончила курсы ВОГ «Русский жестовый язык». С 1998 г. по настоящее время являюсь учителем-сурдопедагогом школы-интерната № 65. С 1999 по 2002 гг под руководством директора школы № 65, к.пед.н. И.Л. Соловьёвой и проф. Г. Л. Зайцевой занималась экспериментальной деятельностью в рамках работы Городской экспериментальной площадки по теме «Оптимизация путей обучения учащихся с нарушениями слуха предметным дисциплинам естественнонаучного цикла». С 2007 по 2011 гг прошла обучение в аспирантуре МГПУ по кафедре «Психолого-педагогических основ специального образования». В 2010 году в МПГУ прошла курсы переподготовки «Специального (дефектологического) образования» по специальности «Сурдопедагогика». В 2013 году защитила кандидатскую диссертацию «Педагогические условия экологического образования глухих старшеклассников при обучении химии». Кандидат педагогических наук. В 2009 году — дипломант Городского профессионального конкурса «Сердце, отданное детям», обладатель Гранта Мэра Москвы в сфере образования. 2014−2018гг. — председатель методического объединения учителей-предметников дисциплин естественнонаучного/математического цикла. С 2006 года занимаюсь с обучающимися ГКОУ СКШИ № 65 проектной деятельностью экологической межпредметной направленности. Проектные и исследовательские работы учеников транслируются на Городских и Всероссийских конкурсах проектов (ГМЦ, МГК-олимпиада, ОЦ Сириус и др.). Опыт педагогической деятельности по тематике проектной деятельности с обучающимися с нарушениями слуха, билингвистического подхода в обучении глухих старшеклассников, работы над терминологией на уроках предметов естественнонаучного цикла и др. отражён в статьях и публикациях Российских и Международных конференций.
Социокультурная направленность в образовании детей с нарушениями слуха (природосообразное и культуросообразное воспитание обучающихся с нарушениями слуха, здоровье сбережение, экологизация естественнонаучного образования, билингвистический подход в обучении глухих детей). Совершенствование у обучающихся с нарушениями слуха словесной речи в процессе преподавания предметных наук.
Методика обучения старшеклассников с нарушениями слуха точным наукам. Метод проектов. Музейная педагогика. Лингвистические особенности русского жестового языка. Билингвистическое обучение глухих школьников.
Развитие речи и мыслительной деятельности у детей с нарушениями слуха средствами уроков химии и физики. Развитии речи у глухих/слабослышащих обучающихся на уроках естественнонаучных дисциплин. Экологическое образование обучающихся с нарушениями слуха.