Соловьева Ирина Леонидовна
Должность: Доцент
Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент
+7 (499) 134-50-05, ул. Панфёрова д. 8, к.2
solovevail@mgpu.ru
• «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с сенсорными нарушениями развития в ПМПК и ПМПк».
•Элективный курс «Красивый и выносливый голос – залог успешного педагога
• Именной памятный знак «За личный вклад в развитие дефектологии» Министерства образования и науки РФ
• Нагрудный знак «За особые заслуги» Всероссийского общества глухих
• Почетные грамоты Департамента образования и науки г. Москвы.
• Почетный знак «За вклад в создание уникальных тактильных книг для слепых и слабовидящих юных москвичей» Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций»
• Медаль «За вклад в развитие детского общественного движения» Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций − Федерация детских организаций»
В 1998 И.Л. Соловьева защитила кандидатскую диссертацию на тему «Оздоровительная школа – интернат для глухих детей со сложной структурой дефекта – модель нового типа специального (коррекционного) образовательного учреждения».
• «Информационные технологии в работе преподавателя вуза» г. Москва, ГАОУ ВО МГПУ, 2018;
• «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Москва, ГАОУ ВО МГПУ, 2019;
• «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Москва, ГАОУ ВО МГПУ, 2019;
• «Оценочный инструментарий в деятельности преподавателя вуза» г. Москва, ГАОУ ВО МГПУ, 2019;
• «Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Office 365/Teams», г. Москва, ГАОУ ВО МГПУ, 2020;
• «Комплексная помощь детям и подросткам с расстройствами аутистического спектра», г. Москва, ГАОУ ВО МГПУ, 2021;
• «Инклюзивная образовательная среда в детском оздоровительном лагере», г. Санкт-Петербург, ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, 2023.
- Методические рекомендации по социализации, интеграции в доступную среду и ранней профориентации неслышащих детей. // ИОКЦ «Детотрюн», 2018. −88. с.
- Совершенствование программно-методического обеспечения и содержания деятельности в сфере дополнительного и неформального образования в процессе реализации моделей социальной инклюзии (методические рекомендации)// М.: Издательский дом «Дело» РАНХ и ГС, 2019 — 132 с.
- Педагогические технологии воспитательной работы в образовательных организациях для обучающихся с нарушением слуха. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика"/ в двух частях. Часть 1 / под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2020. — 285 с. — (Коррекционная педагогика). 2-е изд., исправл. и дополн. — С. 42−49.
- Больших И.В., Жеребятьева Е.А., Соловьева И.Л. Математика 1дополнительный класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М.: Просвещение, 2020, — 111с. Допущен Министерством просвещения Российской Федерации.
- Больших И.В., Жеребятьева Е.А., Соловьева И.Л. Математика 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М.: Просвещение, 2020. — 128 с. Допущен Министерством просвещения Российской Федерации.
- Жеребятьева Е.А., Соловьева И.Л. Математика 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М.: Просвещение, 2023. — 128 с. Допущен Министерством просвещения Российской Федерации
- Жеребятьева Е.А., Соловьева И.Л. Математика 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М.: Просвещение, 2023. — 128 с. Допущен Министерством просвещения Российской Федерации
- Екжанова Е.А., Соловьева И.Л. Психолого-педагогические технологии тьюторского сопровождения детей с ОВЗ на этапе постинтернатной адаптации // Специальное образование: научно-методический журнал ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т спец. образования. — Екатеринбург, 2020. — № 1 (57). — С.40−52 (№ 2039, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК по состоянию на 24.03.2020)
- Любимов М.Л., Соловьева И.Л. Захарова М.О., Мокс А.А. Создание комфортной среды обучения для детей с ОВЗ посредством использования технологии неформального образования // Системная психология и социология, 2020. -№ 2 (34). — С. 94−107. (№ 1479, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК)
- L. Solovieva M.A. Alferova. Virtualization as a Factor of Development of Communicative Competencies in a Hard of Hearing Student with Special Needs // Proceedings of the International Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects» (DETP 2020) С. 9.
- Соловьева И.Л. Поддерживающее обучение юношей и девушек с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: компетенции специалиста сопровождения // Среднее профессиональное образование, 2020. — № 7. — С. 5−10. (№ 2117, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК) по состоянию на 25.12.2020)
- Жеребятьева Е.А., Зыкова М.А., Соловьева И.Л. Проектирование уроков математики в рамках единого подхода к образовательной деятельности глухих учащихся начальных классов (часть I) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — М.: ООО «Школьная пресса», 2021. — № 4. — С. 39−52. (№ 807, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК) по состоянию на 12.07.2021.
- Жеребятьева Е.А., Зыкова М.А., Соловьева И.Л. Проектирование уроков математики в рамках единого подхода к образовательной деятельности глухих учащихся начальных классов (часть II) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — М.: ООО «Школьная пресса», 2021. — № 5. — С. 39−52. (№ 807, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК) по состоянию на 12.07.2021.
- Ekzhanova Е., I.L. Solovieva Haidukevich S. Assessment of the efficiency of correctional and developmental programs //Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. Moscow, 2021. С. 5.
- Мясникова Л.В., Соловьева И. Л. Проблема создания государственной системы ранней коррекционной помощи слепым и глухим детям // Специальное образование, 2022. № 3 (67). — С. 133−146. (№ 2244, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК) по состоянию на 20.07.2022
1971−1991 — старшая пионервожатая, учитель начальных классов, учитель РОС и ФП, учитель химии школы-интерната для глухих детей при НИИ дефектологии АПН СССР;
1991−2003 — директор школы-интерната для глухих детей № 65 г. Москвы. С 2003 года работает в ГАОУ ВО МГПУ доцентом кафедры специальной педагогики и научно-методических основ подготовки кадров для специального образования, заместителем декана факультета специальной педагогики и специальной психологии, доцентом кафедры психолого-педагогических основ специального образования, заместителем директора по воспитательной работе, трудоустройству и профориентации Института специального образования и комплексной реабилитации. С 2018 года является доцентом кафедры логопедии института специального образования и психологии.
С 2007 являлась ведущим научным сотрудником отдела непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Центра дошкольного, общего, коррекционного и дополнительного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки РФ, а с 2015 возглавила отдел непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Центра дошкольного, общего, коррекционного и дополнительного образования ФГАУ ФИРО.
Участвовала в городской инновационной площадке по инклюзивному образованию школьников с нарушениями слуха Департамента образования Москвы (2011).
С 1993 года избрана членом правления Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский Детский Фонд». С 2014 года — членом Общественного Совета благотворительного проекта «Мили доброты» Российского детского фонда. Является научным руководителем программы РДФ «Создания региональных стационарных центров по реабилитации и социализации детей-инвалидов по слуху, проживающих в семьях, после кохлеарной имплантации» (2014−2018)
И.Л. Соловьева принимала участие в разработке государственных заданий «Разработка системы показателей, отражающих обеспеченность качественными образовательными услугами общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, преемственности и непрерывности их психолого-педагогического сопровождения» проводимых в рамках Государственного задания ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» на 2012, 2013 гг.
Принимала участие в проекте МОН РФ «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (1- 3 классы)» 2014−2017, является разработчиком ФГОС ОВЗ варианта 1.3. (2014), АООП варианта 1.3 (2015), руководителем группы разработчиков программно-методического и учебно-дидактического обеспечения для вариантов 1.3, 1.4. (2016), разработчик линейки учебников «Математика и информатика: первый дополнительный -третий класс (2016−2020).
Является разработчиком перечня тем итогового сочинений (текстов изложений), критериев оценивания итогового сочинения (изложения) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) (2014−2020)
Участвовала в работе пяти съездов молодежных организаций, работающих с инвалидами города Москвы (2009−2013).
Руководила сурдопедагогической секцией на международных научно-практических конференциях в МГПУ (2005−2012). Руководила сурдопедагогической секцией во Всероссийской научно-практической конференции «Роль внеклассной и внешкольной работы в коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья» 2012 г. (Липецк)
В 2015 году была членом рабочей группы Всероссийского съезда «Особые дети в обществе», под руководством О.Г. Приходько подготовила Сборник научных докладов и тезисов участников I Всероссийского съезда дефектологов 26−28 октября 2015 года. М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2015. в трех томах.
В 2017 была членом оргкомитета II Всероссийского съезда дефектологов, членом редколлегии сборника «Развитие российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве: новый взгляд: Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников II Всероссийского съезда дефектологов. — М., 2018. — 452 с.
Соловьева И.Л. являлась ответственным секретарем журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» 2017−2018 (журнал входит в перечень ВАК).
В качестве заведующей отделом непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья проводила Всероссийские конференции, круглые столы, вебинары по проблематике коррекционного образования в ФГАУ «Федеральный институт развития образования». Осуществляла руководство федеральными экспериментальными площадками отдела.
Является экспертом ФГАУ «Федеральный институт педагогических измерений» по государственной итоговой аттестации лиц с ОВЗ, инвалидностью (2014−2020).
И.Л. Соловьева -лауреат Второго международного фестиваля программ электронных СМИ и интернет-проектов об инвалидах и для инвалидов «Интеграция» (декабрь 2012), в котором приняли участие более 100 телевизионных, радио и интернет- работ из-за рубежа и регионов России. Среди телевизионных работ победителем стал цикл телевизионных программ «От прав к возможностям» компании «Инва Медиа ТВ» — Первый Социальный ТВ канал для инвалидов и людей с ограниченными возможностями — автор — Олег Николаевич Смолин с программой «Язык жестов и сурдоперевод» — гость в студии доцент МГПУ, к. п.н.
И.Л. Соловьева является экспертом по обучению глухих детей и использованию русского жестового языка глухих Телевидение. ОРТ: телевизионная программа «От прав к возможностям» (2020)
Является экспертом Всероссийских конкурсов программ и методических материалов организаций отдыха детей и их оздоровления в номинации «Лучшая инклюзивная программа организации детского отдыха и оздоровления» (2015−2020)
Является куратором-координатором Всероссийской (с международным участием) выставки-фестиваля живописи, графики, рисунка и изделий прикладного творчества школьников с инвалидностью «Краски всей России» (2010 -2020)
И.Л. Соловьева -член жюри ежегодного Международного фестиваля-конкурса детского творчества «Шелковый путь» в номинации инклюзивное творчество (2018−2020).
- Обучение и воспитание детей с сенсорными нарушениями
- Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта
- Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ
- Система непрерывного образования лиц с нарушениями слуха
- Организация дополнительного образования детей с нарушениями развития.
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Дошкольная дефектология
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Модернизация деятельности ПМПК в системе образования
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Раннее и дошкольное образование детей с ОВЗ