Top.Mail.Ru
Шукшина Светлана Евгеньевна

Шукшина Светлана Евгеньевна

Должность: Доцент департамента методики обучения

Ученая степень и звание: Кандидат педагогических наук, доцент


+7 (499) 253-05-48 доб. 106

SHukshinaSE@mgpu.ru

123022, г. Москва, Столярный переулок, д.16 стр.1


Преподаваемые дисциплины
Проектирование основного и дополнительного образования;
Современные методы контроля и диагностики образовательных результатов младших школьников;
Технологии и методики познавательного развития дошкольников;
Теории и технологии математического развития дошкольников;
Преемственность в обучении математике детей 5-11 лет;
Диагностика математических способностей младших школьников;
Организация разноуровневой математической подготовки младших школьников;
Методика обучения младших школьников решению задач.
Научно-преподавательский стаж
25 лет
Заслуги, награды

Почетная грамота Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ (2013г.);
Грамота Департамента образования города Москвы (2015г.);
Почетный знак «За заслуги перед университетом» (2015 г.).

Уровень образования, квалификации
В 1993 году окончила с отличием Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)», квалификация «Воспитатель. Преподаватель дошкольной педагогики и психологии в педучилище».
В 1998 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.01- общая педагогика.
В 2008 году присвоено ученое звание доцента по кафедре дошкольной педагогики.
Направление подготовки (или специальность)
«Педагогика и психология (дошкольная)», «Общая педагогика, история педагогики и образования»
Общий стаж
30 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
- 2021 г. «Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к образовательным организациям согласно СП 2.4.3648-20» (36 ч), ДПО для педагогических работников, реализуемым при поддержке Минобрнауки России в ООО «Центр инновационного образования и воспитания»;
-2021 г. «Создание электронных образовательных материалов в библиотеке МЭШ» (16 ч), ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»;
- 2021 г. «Применение информационных технологий и сервисов аппаратно-программного комплекса «Московская электронная школа» (36 ч), ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»;
- 2021 г. «Технологии разработки и проведения экспертизы программ дополнительного образования, профессионального обучения» (18 ч), ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»;
- 2021 г. «Цифровые инструменты дошкольного образования» (72 ч), ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»;
- 2022 г. «Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда» (22 ч.), Актион Университет;
- 2022 г. «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве» (16 ч.), Актион Университет;
- 2023 г. «Теоретические основы психологии управления» (97 ч), ООО «Центр инновационного образования и воспитания»;
- 2023 г. «Переговоры и деловые коммуникации» (73 ч), ООО «Центр инновационного образования и воспитания»;
- 2024 г. «Основы цифровой трансформации» (19 ч), ООО «Центр инновационного образования и воспитания».
Основные публикации

Имеет более 100 публикаций, среди которых: учебники, учебные пособия, методические пособия, программы, методические рекомендации, статьи в научных и научно-методических журналах из перечня WoS, ВАК, РИНЦ. Среди них:
1. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебник/ С.А. Козлова, С.В. Кожокарь, С.Е. Шукшина, А.Ш. Шахманова. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 146 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
2. Социализация личности ребенка от рождения до школы в современных культурно-исторических условиях: монография /Под науч. рук. С.А. Козловой. М.: МГПУ, 2017. 196 с.
3. Социализация детей в дошкольном возрасте: учебное пособие для вузов / С. А. Козлова [и др.]; под научной редакцией С. А. Козловой. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 195 с.
4. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста: учебное пособие/ под науч. ред. С.А. Козловой. М: Изд-во Юрайт, 2020. 168 с.
5. Предшкольная математическая подготовка: пособие для педагогов, родителей и детей по формированию школьной готовности по математике / С. Е. Шукшина. — М.: «Линка Пресс», 2021. — 96 с.
6. Актуальные проблемы дошкольного и начального математического образования и информатики: монография / Н.А. Муртазина, Н.П. Ходакова, С.Е. Шукшина. Ульяновск: Зебра, 2019. 111 с.
7. Шукшина С.Е. Создание единого образовательного пространства в дошкольной образовательной организации посредством проектной деятельности: методологические и методические основы//Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. М. 2020. № 2. С. 20−25.
8. Теоретические и методические аспекты естественнонаучного образования детей 5−11 лет в условиях развития информационного общества: научная монография/ С.Е. Шукшина, Н.П. Ходакова, Н.А. Муртазина. Ульяновск: Зебра, 2020, 115 с.
9. Шукшина С.Е. Формирование основ научного миропонимания в дошкольном возрасте (на примере категории «время»)// Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. М. 2018. № 4. С. 14−23.
10. Шукшина С.Е. Проблемы и специфика социализации поколения альфа // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — М. — 2018. — № 5. — С. 4−12.
11. Шукшина С.Е. Формирование основ критического мышления у младших школьников: содержательный и технологический аспекты// Педагогическое образование: история становления и векторы развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ, г. Москва, 14−15 октября 2021 г. [Электронное издание сетевого распространения]. — Москва: МПГУ, 2022. — С. 1582−1590. (1682 с.)
12. Шукшина С.Е. Формирование математической грамотности у детей 5−11 лет в процессе решения кейсов//HOMINUM. 2022. № 2. — Режим доступа: ippo.selfip.com:85/hominum/wp-content/uploads/2022/07/SHUKSHINA-FORMIROVANIYe-MATEMATICHESKOY-GRAMOTNOSTI-U-DETEY-5−11-LET-V-PROTSESSE-RESHENIYA-KEYSOV.pdf / (Свидетельство ЭЛ № ФС77−77 568.)
13. Формирование ценности жизни и здоровья в дошкольном возрасте как проблема воспитания//HOMINUM. 2023. № 1. Режим доступа: ippo.selfip.com:85/hominum/wp-content/uploads/2023/04/Borisova-M-M-Shukshina-S-Ye-FORMIROVANIYe-TSENNOSTI-ZHIZNI-I-ZDOROV-YA-V-DOSHKOL-NOM-VOZRASTE-KAK-PROBLEMA-VOSPITANIYA.pdf (Свидетельство ЭЛ № ФС77−77 568.)
14. Шукшина С.Е. Особенности формирования субкультуры современного дошкольника// Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — М. — 2024. — № 1. — С. 24−29.
15. Dvoinin A., Shukshina S., Bulanova I., Sevalnikov A., Ginting H. Ethics Committee as A Tool to Improve the Management of Psychological and Pedagogical Research / SHS Web of Conferences Volume 79 (2020) International Scientific and Practical Conference «Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks» Moscow, Russia, April 17, 2020. V.V. Ryabov (Ed.) DOI: 10.1051/shsconf/20 207 902 030
16. Murtazina N., Shukshina S., Khodakova N., Akpaeva A. Distance learning of students in the modern world / SHS Web Conf. Volume 98, 2021 The Third Annual International Symposium «Education and City: Education and Quality of Living in the City» (Education and City 2020). DOI: 10.1051/shsconf/20 219 805 012
17. Borisova M., Pavlova N., Shukshina S., Morozova L. Teachers' readiness to work with children with signs of psychomotor aptitude//SHS Web Conf. 117 6 002 (2021). DOI: 10.1051/shsconf/202 111 706 002

О себе

Автор учебников и учебных пособий для студентов СПО и вузов, методических пособий для педагогов дошкольного образования, учителей и родителей, научных монографий и статей по широкому кругу проблем обучения, воспитания и развития дошкольников и младших школьников, по проектированию образовательного процесса в детском саду, начальной школе и вузе, по технологиям обучения, цифровой дидактике и пр.
Руководитель образовательной программы «Образование детей младшего возраста». Научный руководитель регионального научно-методического круглого стола «Формирование функциональной грамотности у детей 5−11 лет в условиях цифровизации образования» для обучающихся и преподавателей вузов, практических работников г. Москвы, Московской области и регионов РФ. Член жюри Московского конкурса исследовательских работ и творческих проектов обучающихся колледжей и старших школьников «Искусство познания». Член жюри Всероссийского конкурса для дошкольников и младших школьников «Я-исследователь». Член комитета по этике психолого-педагогических исследований ИППО ГАОУ ВО МГПУ.
Заместитель главного редактора журнала «Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения» (включен в перечень ВАК).
Разработчик программ курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных организаций и учителей начальной школы по проблемам математической подготовки обучающихся. Рецензент научных статей в журналах из перечня ВАК. Приглашенный эксперт в области образования детей младшего возраста в СМИ.
Активно сотрудничает с издательствами «Школьная Пресса», «Линка-Пресс», «Юрайт». Проводит обучающие вебинары по актуальным вопросам дидактики и методики обучения для педагогов России.
Имеет награды и поощрения:
Почетная грамота Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ (2013г.);
Грамота Департамента образования города Москвы (2015г.);
Почетный знак «За заслуги перед университетом» (2015 г.).

Область научных интересов
  • социализация и социальное развитие детей дошкольного возраста;
  • математическое развитие дошкольников и младших школьников;
  • формирование ценности и культуры здоровья у детей;
  • особенности современных детей (поколение альфа), эффективные технологии их обучения и развития;
  • цифровая дидактика;
  • внедрение электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций, начальной школы и вуза;
  • формирование профессиональной компетентности педагогических кадров в вузе.
Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
44.03.01 Педагогическое образование, «Образование детей младшего возраста»
44.03.01 Педагогическое образование, «Начальное образование»
44.03.01 Педагогическое образование, «Дошкольное образование»
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, «Дошкольная психология и педагогика»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Начальное образование, иностранный язык»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Начальное образование, русский язык»
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, «Начальное образование»
44.04.01 Педагогическое образование, «STEAM-образование»
44.04.01 Педагогическое образование, «Цифровая дидактика»
44.04.01 Педагогическое образование «Образование и педагогика (на английском языке)»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование «Педагогическая психология»