Top.Mail.Ru
Шукшина Светлана Евгеньевна

Шукшина Светлана Евгеньевна

Должность: Доцент департамента методики обучения

Ученая степень и звание: Кандидат педагогических наук, доцент


+7 (499) 253-05-48 доб. 106

SHukshinaSE@mgpu.ru

123022, г. Москва, Столярный переулок, д.16 стр.1


Преподаваемые дисциплины
«Теории и технологии математического развития дошкольников»;
«Преемственность в обучении математике детей 5-11 лет»;
«Организация разноуровневой математической подготовки младших школьников»;
«Методика обучения младших школьников решению задач»;
«Электронные образовательные ресурсы в работе с обучающимися и их родителями»;
«Методика математического образования в STEAM-среде».
Научно-преподавательский стаж
27 лет
Заслуги, награды

Почетная грамота Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ (2013г.);
Грамота Департамента образования города Москвы (2015г.);
Почетный знак «За заслуги перед университетом» (2015 г.).

Уровень образования, квалификации
В 1993 году окончила с отличием Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)», квалификация «Воспитатель. Преподаватель дошкольной педагогики и психологии в педучилище».
В 1998 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.01- общая педагогика.
В 2008 году присвоено ученое звание доцента по кафедре дошкольной педагогики.
Направление подготовки (или специальность)
«Педагогика и психология (дошкольная)», «Общая педагогика, история педагогики и образования»
Общий стаж
31 год
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
- 2022 г. «Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда» (22 ч.), Актион Университет;
- 2022 г. «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве» (16 ч.), Актион Университет;
- 2023 г. «Теоретические основы психологии управления» (97 ч), ООО «Центр инновационного образования и воспитания»;
- 2023 г. «Переговоры и деловые коммуникации» (73 ч), ООО «Центр инновационного образования и воспитания»;
- 2024 г. «Основы цифровой трансформации» (19 ч), ООО «Центр инновационного образования и воспитания»;
- 2024 г. «Инклюзивные практики в современном российском образовании» (72 ч), ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»;
-2024 г. «Нейросети для методистов» (30 ч), NMFH
-2024 г. – «Условия и практика реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования» (72 ч), ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Основные публикации

1. Социализация личности ребенка от рождения до школы в современных культурно-исторических условиях: монография /Под науч. рук. С.А. Козловой. М.: МГПУ, 2017. 196 с.
Актуальные проблемы дошкольного и начального математического образования и информатики: монография / Н.А. Муртазина, Н.П. Ходакова, С.Е. Шукшина. Ульяновск: Зебра, 2019. 111 с.
2. Теоретические и методические аспекты естественнонаучного образования детей 5−11 лет в условиях развития информационного общества: научная монография/ С.Е. Шукшина, Н.П. Ходакова, Н.А. Муртазина. Ульяновск: Зебра, 2020, 115 с.
3. Предшкольная математическая подготовка: пособие для педагогов, родителей и детей по формированию школьной готовности по математике / С. Е. Шукшина. — М.: «Линка Пресс», 2021. — 96 с.
4. Социализация детей в дошкольном возрасте: учебное пособие для вузов / С. А. Козлова [и др.]; под научной редакцией С. А. Козловой. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 179 с. — (Высшее образование).
5. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Козлова [и др.]; под редакцией С. А. Козловой. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 168 с. — (Профессиональное образование).
6. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебник / С.А. Козлова, С.В. Кожокарь, С.Е. Шукшина, А.Ш. Шахманова. — Москва: ИНФРА-М, 2025. — 146 с. — (Среднее профессиональное образование).
7. Шукшина С.Е. Формирование основ критического мышления у младших школьников: содержательный и технологический аспекты// Педагогическое образование: история становления и векторы развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ, г. Москва, 14−15 октября 2021 г. [Электронное издание сетевого распространения]. — Москва: МПГУ, 2022. — С. 1582−1590. (1682 с.)
8. Шукшина С.Е. Формирование математической грамотности у детей 5−11 лет в процессе решения кейсов//HOMINUM. 2022. № 2. — Режим доступа: ippo.selfip.com:85/hominum/wp-content/uploads/2022/07/SHUKSHINA-FORMIROVANIYe-MATEMATICHESKOY-GRAMOTNOSTI-U-DETEY-5−11-LET-V-PROTSESSE-RESHENIYA-KEYSOV.pdf / (Свидетельство ЭЛ № ФС77−77 568.)
9. Шукшина С.Е. Технология проблемного обучения дошкольников математике как перспективная образовательная практика// Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — М. — 2022. — № 1. — С. 31−41. DOI: 10.47 639/2223−7003_20221_31
10. Шукшина С.Е., Борисова М.М. Формирование ценности жизни и здоровья в дошкольном возрасте как проблема воспитания//HOMINUM. 2023. № 1. Режим доступа: ippo.selfip.com:85/hominum/wp-content/uploads/2023/04/Borisova-M-M-Shukshina-S-Ye-FORMIROVANIYe-TSENNOSTI-ZHIZNI-I-ZDOROV-YA-V-DOSHKOL-NOM-VOZRASTE-KAK-PROBLEMA-VOSPITANIYA.pdf (Свидетельство ЭЛ № ФС77−77 568.)
11. Шукшина С.Е. Оценка медиаграмотности детей младшего возраста (подходы, инструменты, результаты) // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — М. — 2023. — № 4. — С. 26−34.
12. Шукшина С.Е. Особенности формирования субкультуры современного дошкольника// Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — М. — 2024. — № 1. — С. 24−29.
13. Dvoinin A., Shukshina S., Bulanova I., Sevalnikov A., Ginting H. Ethics Committee as A Tool to Improve the Management of Psychological and Pedagogical Research / SHS Web of Conferences Volume 79 (2020) International Scientific and Practical Conference «Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks» Moscow, Russia, April 17, 2020. V.V. Ryabov (Ed.) DOI: 10.1051/shsconf/20 207 902 030
14. Murtazina N., Shukshina S., Khodakova N., Akpaeva A. Distance learning of students in the modern world / SHS Web Conf. Volume 98, 2021 The Third Annual International Symposium «Education and City: Education and Quality of Living in the City» (Education and City 2020). DOI: 10.1051/shsconf/20 219 805 012
15. Borisova M., Pavlova N., Shukshina S., Morozova L. Teachers' readiness to work with children with signs of psychomotor aptitude//SHS Web Conf. 117 6 002 (2021). DOI: 10.1051/shsconf/202 111 706 002
16. Lukina E. V., Semenyuk N. M., Borisova M. M., Shukshina S. E. The Role of Learning Analytics in Optimizing Ergonomic Educational Spaces for Active Learning in Russia / E. V. Lukina, N. M. Semenyuk, M. M. Borisova, S. E. Shukshina // European Journal of Contemporary Education. — 2024. — Vol. 13, No. 3. — P. 558−574. — DOI 10.13 187/ejced.2024.3.558. — EDN KDTDAQ.

О себе

Автор учебников и учебных пособий для студентов СПО и вузов, методических пособий для педагогов дошкольного образования, учителей и родителей, научных монографий и статей по широкому кругу проблем обучения, воспитания и развития дошкольников и младших школьников, по проектированию образовательного процесса в детском саду, начальной школе и вузе, по технологиям обучения, цифровой дидактике и пр.
Научный руководитель регионального научно-методического круглого стола «Формирование функциональной грамотности у детей 5−11 лет в условиях цифровизации образования» для обучающихся и преподавателей вузов, практических работников г. Москвы, Московской области и регионов РФ. Член жюри Московского конкурса исследовательских работ и творческих проектов обучающихся колледжей и старших школьников «Искусство познания». Член жюри Всероссийского конкурса для дошкольников и младших школьников «Я-исследователь». Член комитета по этике психолого-педагогических исследований, проводит экспертизы диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук на соответствие этическим нормам научного исследования.
Руководитель образовательной программы «Образование детей младшего возраста» («Педагогическое образование»)
Разработчик программ курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных организаций и учителей начальной школы по актуальным психолого-педагогическим и методическим проблемам.
Заместитель главного редактора журнала «Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения» (включен в перечень ВАК). Является рецензентом научных статей в журналах из перечня ВАК.
Активно сотрудничает с издательствами «Школьная Пресса», «Линка-Пресс», «Инфра-М». Проводит обучающие вебинары по актуальным вопросам дидактики и методики обучения для педагогов России.

Область научных интересов

Социализация и социальное развитие детей дошкольного возраста;
Математическое развитие дошкольников и младших школьников;
Формирование ценности и культуры здоровья у детей и взрослых;
Особенности современных детей (поколение альфа), эффективные технологии их обучения и развития;
Цифровая дидактика;
Внедрение ИИ и нейротехнологий в образовательную работу с обучающимися разного возраста;
Формирование профессиональной компетентности педагогических кадров в вузе.

Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
44.03.01 Педагогическое образование, «Образование детей младшего возраста»
44.03.01 Педагогическое образование, «Начальное образование»
44.03.01 Педагогическое образование, «Дошкольное образование»
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, «Дошкольная психология и педагогика»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Начальное образование, иностранный язык»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Начальное образование, русский язык»
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, «Начальное образование»
44.04.01 Педагогическое образование, «STEAM-образование»
44.04.01 Педагогическое образование, «Цифровая дидактика»
44.04.01 Педагогическое образование «Образование и педагогика (на английском языке)»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование «Педагогическая психология»