Top.Mail.Ru
Семенов Игорь Никитович

Семенов Игорь Никитович

Должность: Профессор департамента психологии

Ученая степень и звание: Доктор психологических наук, профессор


+7 (499) 253-05-48 доб. 114

semenovin@mgpu.ru

123022, г. Москва, Столярный переулок, д.16 стр.1


Преподаваемые дисциплины
Методология и методы научного исследования, Современные концепции одаренности и творчества, Педагогическая психология, История педагогической психологии, Семинар по актуальным проблемам исследовательских/проектных работ обучающихся, История психологии, Сравнительная психология, Психодиагностика познавательного и личностного развития обучающихся, Руководство научно-исследовательской работой магистрантов
Научно-преподавательский стаж
50 лет
Заслуги, награды

Создатель и руководитель научной школы рефлексивной психологии и педагогики развития творчества.
Лауреат Премии Президента РФ в области образования (2000 г.)
Медаль Всероссийской ассоциации образования «Элита российского образования»
Медаль «Признание» (ректорат Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»)
Медаль им. Маршала А.И. Покрышкина (РОСТО)
Медаль 75-лет ДОСААФ-РОСТО
Почетные грамоты: Российского психологического общества, Научному руководителю ежегодных научных конференций одаренных школьников, Лучшему исследователю РГГУ им. М.А. Шолохова.

Уровень образования, квалификации
Высшее образование, квалификация «психология, преподаватель психологии»
1995 – ученое звание: профессор по кафедре практической психологии
1993 – ПИ РАО, доктор психологических наук
1980 – ИП АН СССР, кандидат психологических наук
1968 - специалитет: МГУ им. М.В. Ломоносова, психологический факультет, квалификация «психология, преподаватель психологии»
Общий стаж
20 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
- 2020 г. «Особенности работы педагога психолога с обучающимися с девиантным поведением в образовательной организации согласно ФГОС», 72 ч. в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Институт современного образования";
- 2020 г. «Медиация в образовательной организации», 72 ч. в Институте консалтинга и развития;
Прошел повышение квалификации на «Постоянно действующем научно-методологическом семинаре при Президиуме РАО», где в период 2015-2020 гг. принял участие в работе семинара, выступил на его заседаниях с докладами и в дискуссиях с публикацией результатов их обсуждения в статьях в научных и методических сборниках АПСН, РАО, РАН и в научно-методических рецензируемых журналах перечня ВАК РФ. С учетом ряда этих материалов в 2015 г. изданы: учебно-методическое пособие «Педагогика и психология» (в соавторстве) на факультете повышения квалификации научно-педагогических кадров НГАА и – учебно-методический комплекс «Общая психология» и «История психологии» на факультете дополнительного образования НИУ ВШЭ.
Основные публикации

Имеет более 430 печатных работ по проблемам психологии, педагогики, методологии науки, акмеологии, персонологии (из них 11 монографий, 13 учебных и методических пособий, 96 статей), в том числе:
1. Семенов И.Н. П.П. Блонский известный и неизвестный: институционально-персонологическая рефлексия его жизнетворчества и вклада в психологию развития // Мир психологии. 2020. № 2.
2. Семенов И.Н. Становление парадигмы деятельности как теоретико-методологической доминанты развития отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 2.
3. Семенов И.Н. Типология экзистенциальных стратегий и исследовательских программ в научном творчестве С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал РАН. 2020. № 2.
4. Научные подходы в современной отечественной психологии. Коллективная Монография. М. Изд-во «Институт психологии РАН», 2023 (в соавторстве
Автор 2 поэтических сборников, 7 компьютерных программ, зарегистрированных в Государственном фонде алгоритмов и программ СССР (Гос. ФАП СССР).

О себе

1968 -1972: стажер-исследователь, аспирант, старший научно-технический сотрудник сектор психологии научного творчества Института истории естествознания и техники АН СССР
1972−1975: младший научный сотрудник кафедры педагогики и педагогической психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
1975−1984: старший научный сотрудник, руководитель группы методологических проблем эргономики ВНИИ Технической Эстетик АН СССР и ГКНТ Совета министров СССР
1978−1997: заместитель председателя Всесоюзной секции «Психология творчества» Общества психологов СССР/РФ Я.А. Пономарева
1984−1995: старший научный сотрудник лаборатории «Психология мышления» и лаборатории «Психология одаренности»
1991−1993: старший научный сотрудник Института детства РАО
1992−2002: научный консультант Красноярского регионального центра развития образования и председатель редакционного совета журнала «Инновационная деятельность в образовании»
1993−1995: старший научный сотрудник Российско-американского центра образования взрослых Института международных исследований образования РАО
1993−1996: профессор кафедры практической психологии Бийского гос. педагогического института
1995−2011: профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РС
2000—2002: заместитель директора по научной работе Брянского филиала Орловской региональной академии гослужбы
2002−2019: профессор кафедры общей и экспериментальной психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
С 2020 г. профессор департамента психологии Института педагогики и психологии МГПУ.
С 2006 г.: консультант кафедры акмеологии Сибирской академии госслужбы
С 2012 г. главный редактор научно-практического журнала «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования»
Научный консультант 2 докторов наук (1 по психологии, 1 по педагогике)
Научный руководитель 28 кандидатов наук (по психологии и по педагогике).
Лауреат Премии Президента РФ в области образования
Проекты, мероприятия:
2007−2017: научное руководство Ресурсным центром (на базе Гимназии № 1526) по рефлексивно-психологическому обеспечению инновационного гимназического образования.
1997−2017: научное руководство Гимназией № 1526 Южного административного округа г. Москвы и ежегодными научными конференциями одаренных школьников.

Область научных интересов

• История психологии и педагогики
• Системная методология науки
• Рефлексивная психология и акмеология творчества
• Общая психология
• Непрерывное профессиональное образование
• Педагогическая психология
• Персонология развития одаренности
• Общая и педагогическая психология мышления, одаренности, творчества, рефлексии, личности и их развитие в науке и образовании

Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
44.03.01 Педагогическое образование, «Начальное образование»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Когнитивная психология»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Педагогическая психология»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Дошкольное образование»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Педагогика и психология высшей школы»
5.12 Когнитивные науки, «5.12.1 Междисциплинарные исследования когнитивных процессов»
5.3 Психология, «5.3.4 Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред»