Top.Mail.Ru
Рыкова Елена Алексеевна

Рыкова Елена Алексеевна

Должность: старший преподаватель


+7 (499) 134-50-05 Панфёрова 8, корп. 2.

rykovaea@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
• Закономерности нервно-психического и речевого развития детей
• Система ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
• ДМ: Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья


Научно-преподавательский стаж
2 года
Заслуги, награды

Лауреат Гранта Москвы в области наук и технологий в сфере образования за 2002 год.

Уровень образования, квалификации
В 2006 году окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет» по специальности «Логопедия», квалификация "учитель-логопед".

В 2014 году окончила магистратуру ГБОУ ВПО МГПУ по направлению специальное (дефектологическое) образование, профиль образовательной программы – «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
Направление подготовки (или специальность)
Учитель-логопед
Общий стаж
13 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• «Диагностика и коррекция нарушений развития в системе ранней помощи», 72 час., ГАОУ ВО МГПУ, регистрационный номер 902902. Сроки обучения 27.02.2020 г. – 02.04.2020 г.
• «Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Office 365/Teams», 30 час., ГАОУ ВО МГПУ, регистрационный номер 20333/1. Сроки обучения 26.08.2020 г. – 14.09.2020 г.
• «Междисциплинарные аспекты системного подхода в обучении детей с речевыми нарушениями», 48 час., ЧОУ ДПО «Логопед-профи», регистрационный номер МАС000979. Сроки обучения 2020 г.
• «Дифференцированный логопедический массаж при коррекции нарушений произносительной стороны речи», 36 час., ГАОУ ВО МГПУ, регистрационный номер 21105/55. Сроки обучения 09.02.2021 г. – 30.03.2021 г.
• «Технологии разработки и проведения экспертизы программ дополнительного образования, профессионального обучения», 18 час., ГАОУ ВО МГПУ, регистрационный номер 22017/08. Сроки обучения 29.11 2021 г. – 29.12.2021 г.
Профессиональная переподготовка
• ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» по программе «Коррекционная педагогика» с присвоением квалификации «учитель-дефектолог (дошкольное образование)» (2022 г.).
Основные публикации

Учебно-методическое пособие
• Югова, О. В. Дыхательная гимнастика для детей: учебно-методическое пособие с иллюстративным материалом / О. В. Югова, Е. А. Рыкова, А. В. Шейдаева. — Москва: Издательство ПАРАДИГМА, 2021. — 98 с. — ISBN 978−5-4214−0110−0. — EDN UMWPIW.

Научные статьи
• Рыкова, Е. А. Закономерности развития детской речи в раннем возрасте / Е. А. Рыкова // Межведомственный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции, Москва, 10 декабря 2019 года. — Москва: ПАРАДИГМА, 2019. — С. 164−168. — EDN TCHGAJ.
• Рыкова, Е. А. Коммуникативный подход в развитии понимания обращенной к ребенку речи / Е. А. Рыкова // Коммуникативный подход в системе специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции, Москва, 14−15 мая 2019 года. — Москва: ПАРАДИГМА, 2019. — С. 235−240. — EDN BYRZDD.
• Рыкова, Е. А. Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. А. Рыкова // Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации: Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции, Москва, 21−22 марта 2019 года. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Юкод», 2019. — С. 221−228. — EDN LEOVWP.
• Рыкова, Е. А. Основные периоды развития детской речи в раннем возрасте / Е. А. Рыкова // Cовременные аспекты комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: сборник научных статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Москва, 15 ноября 2019 года. — Москва: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «УМЦ ДОБРЫЙ МИР», 2019. — С. 245−250. — EDN RGCJXN.
• Югова, О. В. Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в семье и образовательном учреждении / О. В. Югова, А. В. Миронова, Е. А. Рыкова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. — 2020. — № 5. — С. 157−161. — DOI 10.37 882/2223−2982.2020.05.38. — EDN WERYAM.
• Рыкова, Е. А. Особенности развития моторных функций у детей раннего возраста / Е. А. Рыкова // Мировые тенденции специального и инклюзивного образования: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции, Москва, 22 января 2020 года. Том 2. — Москва: Издательство «Парадигма», 2020. — С. 214−218. — EDN HAQQSK.
• Рыкова, Е. А. Структурные компоненты групповых занятий с детьми раннего возраста в условиях детско-родительских групп кратковременного пребывания / Е. А. Рыкова // Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Минск, 19−20 ноября 2020 года. — Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2020. — С. 346−350. — EDN IUZZOX.
• Югова, О. В. Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в семье и образовательном учреждении / О. В. Югова, А. В. Миронова, Е. А. Рыкова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. — 2020. — № 5. — С. 157−161. — DOI 10.37 882/2223−2982.2020.05.38. — EDN WERYAM.
• Specifics of diagnosing young children and counseling their families / O. Yugova, O. Prikhodko, E. Rykova, S. Feklistova // Education and City: Education and Quality of Living in the City: The Third Annual International Symposium, Moscow, 24−26 августа 2020 года. Vol. 98. — Moscow: SHS Web of Conferences, 2021. — P. 2012. — DOI 10.1051/shsconf/20 219 802 012. — EDN QZQNIJ.
• Рыкова, Е. А. Изотерапия и сказкотерапия как здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми раннего возраста / Е. А. Рыкова // Актуальные проблемы экопрофилактики в образовательной среде: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию научно-практической концепции «Экопрофилактика», Саратов, 10−11 сентября 2021 года / Под редакцией А.В. Викулова, Д.В. Воробьева. — Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2021. — С. 212−217. — EDN OMIICY.
• Соловьева, И. Л. Волонтерские традиции института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета в диалоге культур: включение детей с особыми возможностями здоровья в поликультурное городское пространство / И. Л. Соловьева, А. В. Миронова, Е. А. Рыкова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. — 2021. — № 2−2. — С. 94−97. — DOI 10.37 882/2223−2982.2021.02−2.30. — EDN EPMWOM.
• Рыкова, Е. А. Организация работы логопеда с детьми раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания / Е. А. Рыкова // Логопедия: современный облик и контуры будущего: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 01−02 ноября 2021 года. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. — С. 307−311. — EDN VQJOWZ.
• Миронова, А. В. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста / А. В. Миронова, Е. А. Рыкова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. — 2022. — № 3−3. — С. 86−88. — DOI 10.37 882/2223−2982.2022.03−3.24. — EDN RIJJSB.
• Миронова, А. В. Особенности развития двигательных навыков у детей раннего возраста / А. В. Миронова, Е. А. Рыкова // Психолого-медико-педагогическая реабилитация детей с двигательной патологией и тяжелыми множественными нарушениями развития: Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции с международным участием, Москва, 04 апреля 2022 года. — Москва: Издательство ПАРАДИГМА, 2022. — С. 76−82. — EDN NILZFU.
• Рыкова, Е. А. Специфика и организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Рыкова, А. В. Миронова // Актуальные проблемы обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном пространстве: Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции, Москва, 31 марта 2022 года. — Москва: Издательство ПАРАДИГМА, 2022. — С. 219−224. — EDN STTUHM.
• Миронова А. В., Рыкова Е. А. К вопросу о расстройствах аутистического спектра: классификация, основные симптомы и причины их возникновения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. — 2023. — № 04/2. — С. 99−101 DOI 10.37 882/2223−2982.2023.4−2.26

О себе
  • С 2005 по 2016 год Рыкова Е.А. работала учителем-логопедом в Государственном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 304». С 2006 по 2008 год работала по совместительству учителем-логопедом в Монтессори-группе для детей раннего возраста в центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской».
  • С 2018 года работает специалистом по учебно-методической работе кафедры логопедии ГАОУ ВО МГПУ. С сентября 2019 года по настоящее время работает ассистентом кафедры логопедии Института специального образования и психологии.
  • В 2021 году совместно с Юговой О.В. подготовила победителя III Международной студенческой олимпиады по инклюзивному и специальному образованию посвященной 125 — летию со дня рождения Л.С. Выготского (Минск, 14−15 декабря) по теме «Дыхательная гимнастика для детей».
  • В 2021/2022 учебном году в категории «Бакалавриат» по направлению Специальное (дефектологическое) образование, совместно с Мироновой А.В., подготовила победителя и призеров пятого сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я-профессионал».
  • Является автором и соавтором более 25 публикаций (научных статей и учебных-методических пособий), используемых в образовательном процессе
Область научных интересов
  • Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • Психолого-педагогическая диагностика основных линий развития ребенка;
  • Раннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Логопедия
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Дошкольная дефектология
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Логопедия и альтернативная коммуникация