Рутковская Елена Лазаревна
Должность: доцент
Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук
+7 (499) 181-67-29
RutkovskayaEL@mgpu.ru
129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, каб. 3610
- Нагрудный знак «Почётный работник науки и техники Российской Федерации».
- Почётная грамота Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
- Звание «Ветеран труда».
В 2019 году прошла повышение квалификации по программе «Создание и методика формирования финансовой грамотности у обучающихся» (72 ч.) в ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет.
В 2018 году прошла повышение квалификации по программе «Разработка и экспертиза электронных модулей программ педагогического образования» (36 ч.) в ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет.
- Этика в представлении результатов сравнительных международных исследований качества образования // Ткаченковские чтения — 2021. 2021. С. 114−118.
- Функциональная грамотность: от оценки к формированию // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. 2021. С. 17−24.
- Факторы финансовой грамотности российских школьников на примере результатов исследования PISA-2018 // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 166−186. (В соавторстве: Колачев Н. И., Ковалева Г. С., Половникова А. В.).
- Использование педагогических практик стран — лидеров международных сравнительных исследований в повышении квалификации педагогов в контексте формирования функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2. № 5 (79). С. 193−214. (В соавторстве: Дюкова С. Е., Ковалева Г. С., Яковлева С. Г.).
- Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 98−111.
- Факторы формирования финансовой грамотности школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 2 (37). С. 44−54.
- Обществознание. 10 класс. М.: «Издательство «Просвещение», 2014. 350 с. (В соавторстве: Аверьянов Ю. И., Белявский А. В., Иванова Л. Ф., и др.).
- Метапредметные результаты: стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс. Пособие для учителя. М.: АО «Издательство «Просвещение», 2014. 160 с. (В соавторстве: Ковалева Г. С., Васильевых И. П., Гостева Ю. Н., и др.).
- Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в современном социуме: цели, содержание и первые результаты международного исследования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 4. С. 36−45.
- Общая методика преподавания обществознания в школе. М.: ООО «ДРОФА», 2008. 606 с. (В соавторстве: Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Городецкая Н. И., и др.).
Старший научный сотрудник Лаборатории социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
Принимает участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в сфере социально-гуманитарного образования, является специалистом в области теории и методики обучения обществознанию.
Значительное место в работе занимает разработка теоретических и методических подходов к диагностике образовательных достижений, учащихся по обществознанию, создание моделей педагогических измерителей, учитывающих специфику социально-гуманитарного знания и позволяющих адекватно оценить уровень и качество обществоведческой подготовки школьников.
Работала в течение девяти лет (2001−2009 гг.) руководителем Федеральной комиссии разработчиков Единого государственного экзамена по обществознанию. Автором материалов концептуального и методического характера, лежащих в основе современной модели ЕГЭ по предмету.
Один из национальных координаторов международного сравнительного исследования по финансовой грамотности 15-летних учащихся PISA.
Актуальные проблемы социально-гуманитарного образования. Концептуальные вопросы обществоведческого образования. Развитие финансовой грамотности учащихся при реализации программ основного общего и среднего общего образования.