Овчаренко Лариса Юрьевна
Должность: начальник департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности, доцент
Ученая степень и звание: кандидат психологических наук, доцент
+7 (499) 134-50-05
ул. Панфёрова 8, корп. 2., кабинет 402
OvcharenkoLU@mgpu.ru
• Психологические основы работы с молодежью
• Психологические технологии работы с молодежью
• Консультативная психология
• Психологическое консультирование в работе с молодежью
• Семейное консультирование
• Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы
• Психосоциальная работа с пострадавшими в экстремальных ситуациях
• Психология стресса
• Психологическое консультирование в социальной работе
• Психосоциальная работа с трудной жизненной ситуацией
• Семейное психологическое консультирование
• Кризисная психология
• Психология супружеских конфликтов
• Супервизия в психоаналитической практике
• Технология разрешения супружеских конфликтов
• Психологическое консультирование семьи в кризисной ситуации
Награждена грамотой Департамента образования города Москвы
Юбилейной медалью «К 10-летию МГПУ»
Грамотой к 15-летию МГПУ
Памятным знаком и грамотой Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».
Имеет неоднократные благодарственные письма Департамента образования города Москвы.
Награждена Благодарностью Мэра города Москвы Собянина С.С. и Министра Правительства Москвы, Руководителя Департамента образования и науки города Москвы Молоткова А.Б.
Грамота Министерства образования и науки РФ за значительные заслуги и добросовестную работу.
• ГАОУ ВО МГПУ, по теме: Разработка электронных модулей программ педагогического образования», 36 часов;
• ГАОУ ВО МГПУ, по теме: «Информационные технологии в работе преподавателя вуза», 36 часов.
• 2019 год – ГАОУ ВО МГПУ, по теме: «Правовые основы государственной регламентации и экспертной деятельности в сфере образования», 72 часа.
• 2020 год – МГУ им. М.В. Ломоносова, по теме: «Разработка и реализация программ финансовой грамотности», 72 часа.
• ГАОУ ВО МГПУ, по теме: Психолого-педагогические технологии управления развитием института классного руководства», 36 часов;
• ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова, по теме: «Разработка и реализация рабочих программ дисциплин (модулей) по финансовой грамотности для студентов образовательных организаций высшего образования», 108 часов;
• АНО «Центр ДПО «Метафора», по теме: Невротические расстройства. Современные методы диагностики и психотерапии», 72 часа;
• Центр ЭОТ Н. Д. Линде, Профессиональная психотерапевтическая лига РФ, по теме: «Эмоционально-образная терапия, 1 и 2 ступени», 144 часа;
• ГАОУ ВО МГПУ, по теме: «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций», 144 часа.
• 2021 год – АНО «Центр ДПО «Метафора», по теме: «Психосоматические расстройства в практике психологического консультирования», 72 часа;
• АНО «Центр ДПО «Метафора», по теме: «Комплексный подход в терапии психотравмы», 144 часа;
• Центр ЭОТ Н. Д. Линде, Профессиональная психотерапевтическая лига РФ, по теме: «Эмоционально-образная терапия, 3 ступень», 72 часа.
• 2022 год – Профессиональная психотерапевтическая лига РФ, по теме: «Работа с психологической травмой методом эмоционально-образной терапии», 216 часов;
• ГАОУ ВО МГПУ, по теме: «Педагогический дизайн и создание курса на базе LMS», 16 часов;
• Актион Университет, по теме: «Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда», 16 часов;
• Актион Университет, по теме: «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве», 16 часов.
• 2023 год – НЦРДО, по теме: «Супервизия в психологическом консультировании и психотерапии», профессиональная переподготовка, 270 часов;
• АНО ДПО «Институт психологии и специального образования» по специальности «Клиническая психология», 1200 часов;
• ФГБУ «Российская академия образования», по теме: «Насилие и психотравма в молодежной среде», 16 часов.
• EMDR-метод в работе с участниками СВО и членами их семей;
• АНО "Энергия смыслов", 144 ч.
• Психологическая помощь прямым и косвенным участникам боевых действий и их родственникам.
• Основы работы с ПТСР; 144 ч. АНО Портал ДПО, Санкт-Петербург.
Имеет более 130 научных и учебно-методических публикаций, многие из которых используются в педагогической практике.
Научные статьи:
• Овчаренко Л.Ю., Дорошенко Т.Н. Психолого-педагогическое сопровождение замещающих, приемных и опекунских семей в школе. Человеческий капитал. — № 5 (113). — 2018. — с 76−88.
• Романова Е. С., Овчаренко Л.Ю., Чибискова О. В. Психолого-педагогическая работа с семьями с детьми, находящимися на домашнем обучении // Системная психология и социология. 2018. № 2 (26). С. 28−39.
• Romanova E. S., Ovcharenko L. Yu., Abushkin B. M, Ryzhov B. N., Akhtyan A. G. Family Education in Russia, Astra Salvensis, VI (2018), Special Issue (S), p. 287- 297.
• Romanova E. S., Abushkin B. M, Ovcharenko L. Yu., Shilova T. A., Akhtyan A. G. Socialization Factors Of Schoolchildren: Psychological Aspect, Astra Salvensis, VI (2018), Special Issue (S), p. 299−309.
• Овчаренко Л.Ю., Фанина Е.Н., Кирикова М.И. Личностные особенности адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к школьной жизни. Образование и общество. — № 3 (116) — 2019. — с. 110−120.
• Овчаренко Л.Ю., Морозова Т.Ю., Челышева Ю.В. Кризисные состояния детей без попечения родителей при адаптации новым условиям школьной жизни. Образование и общество. — № 6 (119) — 2019. — с.122−132.
• Owczarienko Larisa. Motywacja pomagania osobom w podeszłym (srebrnym) wieku / Motivations for helping elderly people. Starość - jak ją widzi psychologia. Szanse rozwoju w starości. Wydawnictwo Naukowe Akademii Ignatianum w Krakowie. Kraków 2020. 413−427
• Romanova, E. S., Bershedova, L. I., Morozova, T. Y., Ovcharenko, L. Y., & Tolstikova, S. N. (2021). Psychological problems and features of modern schoolchildren’s communication. World Journal on Educational Technology: Current Issues, 13(1), 10−20. DOI 10.18 844/wjet.v13i1.5360
• Alexander Ivanov, Svetlana Tolstikova, Larisa Ovcharenko and Tatiana Morozova. Building major competencies for enhancing higher education for sustainable development. E3S Web of Conferences 250, 7 002 (2021). TRESP 2021.
• Бершедова Л.И., Морозова Т.Ю., Овчаренко Л.Ю. Характеристика межличностного взаимодействия современных старшеклассников со значимыми другими. Общество: социология, психология, педагогика. — № 6 (98). — 2022. — с. 85−90.
• Бершедова Л.И., Морозова Т.Ю., Овчаренко Л.Ю. Психологические особенности общения современных старшеклассников в ситуации неопределенности. Общество: социология, психология, педагогика. — № 3 (107). — 2023. — с. 44−50.
• Овчаренко Л.Ю. Психологическая помощь молодым людям в период неопределенности. Человеческий капитал. — № 3 (171). — 2023. — с 149−158
Учебные труды:
• Львова С.В., Овчаренко Л. Ю, Челышева Ю.В. Организация волонтерского движения в образовательной организации. Учебно-методическое пособие в 3х ч. Часть 1. — М.: Перо, 2018. — 101 с.
• Овчаренко Л. Ю, Фанина Е.Н., Кирикова М.И., Дорошенко Т.Н. Организация волонтерского движения в образовательной организации. Методические материалы. Учебно-методическое пособие в 3х ч. Часть 2. — М.: Перо, 2018. — 104 с.
• Овчаренко Л.Ю. Модель психологически безопасного образовательного пространства при инновационных изменениях. В кн.: Социально-психологическое сопровождение инновационных процессов в системе образования: Монография / Под ред. Э.Н. Рычихиной. — М.: РИТМ, 2019. — с. 49−73. (148 с.)
• Овчаренко Л.Ю. Психологическое консультирование: теория и практика: учебно-методическое пособие. — М: РИТМ, 2020. — 260 с.
• Овчаренко Л.Ю. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины «Конфликтология в работе с молодежью». В кн.: Методика преподавания социальных дисциплин: учебно-методическое пособие. Вып. 2 / Отв. ред. Э.Н. Рычихина. — М.: РИТМ, 2020. — 476 с. (с. 254−308).
• Овчаренко Л.Ю. Mотивация помощи людям пожилого (серебряного) возраста (polski: Motywacja pomagania osobom w podeszłym (srebrnym) wieku). В кн. монография «Старость, как ее видит психология. Шансы развития в старости». Краков/Krakow, Akademia Ignatianum w Krakowie, 2020.
• Овчаренко Л.Ю. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины «Теория и практика психологического консультирования». В кн.: Бершедова Л. И., Зотова М. В., Иванов А.В., Морозова Т.Ю., Набатникова Л.П., Овчаренко Л.Ю., Рычихина Э.Н., Толстикова С.Н., Фанина Е.Н. Методика преподавания социально-психологических дисциплин: учебно-методическое пособие / Сост. Э.Н. Рычихина. — М.: ООО «Издательство РИТМ», 2021. — 396 с. (236−272).
• Овчаренко Л.Ю. Шпаргалка для психологов по кризисам и травмам. — М.: Перо, 2023. — 107 с.
Практикующий психолог, работает в эмоционально-образной модальности, системном семейном подходе.
Психолог многочисленных телевизионных проектов, включая социально значимые: «Ты супер!», «Ты супер! 60+» и другие.
Спикер ТВ и радиопроектов.
Член расширенного Президиума Федерального учебно-методического объединения по УГСН «Социология и социальная работа».
Эксперт, член жюри конкурса профессионального мастерства и общественного признания «Педагог-психолог России».
Член экспертного совета Федерации психологов образования РФ.
Эксперт Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Молодой педагог-психолог».
Эксперт и член жюри Всероссийской Олимпиады для студентов «Я — профессионал» в номинации «Классный руководитель».
Лектор проекта «Новый педагогический класс».
Спикер Российского общества «Знание».
Психолог-волонтер благотворительного фонда «Кто, если не я».
Психолог Линии поддержки МГПУ.
Кризисная, детская и семейная психология
• 39.03.03 «Организация работы с молодежью», профиль «Молодежная политика и технология работы с молодежью»
• 39.03.03 «Организация работы с молодежью»
• 37.03.01 «Психология»
• 39.03.02 «Социальная работа», профиль «Социально-психологическая работа с населением»
• 37.04.01 «Психология», профиль «Семейная психология и семейное консультирование»
• Ппс
• 39.04.02 «Социальная работа», профиль «Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности»
«Мел»: подросток отказывается помогать по дому
Кандидат психологических наук Лариса Овчаренко рассказала читателям «Мела», что делать, если ребенок отказывается помогать в домашних делах
Почему зумеры меняют работу чаще миллениалов?
Доцент МГПУ Лариса Овчаренко рассказала радио Москва FM, почему молодые люди часто меняют работу и профессию
Доцент МГПУ рассказала о способах управления гневом
Лариса Овчаренко выступила экспертом телепрограммы «Утро России», прокомментировав интеллектуальный способ борьбы с эмоциями
Правильный подход к лечению депрессии: как распознать и преодолеть расстройство
Доцент МГПУ Лариса Овчаренко рассказала LIVE24 о навыках, которые могут помочь справиться с депрессией
Как помочь ребенку пережить информационный стресс
Лариса Овчаренко рассказала «Учительской газете» об исследованиях на тему общения с детьми о драматических событиях и тревожных новостях, и на основе этих работ дала рекомендации для родителей и воспитателей
Психолог Овчаренко рассказала, как справиться с эмоциями после трагедии
Трагические события неизбежно провоцируют тревогу — доцент МГПУ Лариса Овчаренко объяснила, как не поддаваться панике и что делать, если беда коснулась вас лично
Лариса Овчаренко: Почему люди ждут весной личных перемен?
В подкасте «Физики и лирики» доцент МГПУ рассказала, как смена сезонов влияет на психическое здоровье, почему весна — это непростое время для психики и чем отличаются люди, чувствительные к смене сезонов
Теория поколений: Чем отличаются зумеры, бумеры, миллениалы, поколения X и альфа
Доцент МГПУ Лариса Овчаренко дала комментарий «Российской газете» об основных аспектах теории поколений и о ее значении для интерпретации и анализа общественных явлений
Доцент МГПУ рассказала о способах борьбы с бранными словами
В интервью RT Лариса Овчаренко объяснила, как в языке появились табуированные слова, дала рекомендации, что делать, если мат появился в лексиконе ребёнка, а также рассказала, как взрослому избавиться от привычки браниться
Как смена сезонов влияет на психическое состояние человека
В подкасте «Физики и Лирики» Лариса Овчаренко, доцент кафедры общей и практической психологии МГПУ, рассказала о том, как метеозависимость влияет на психическое состояние и о мерах, которые помогут справиться с апатией
«Компьютерное зрение» научили отслеживать эмоции студентов
В МГПУ внедрили инновационную систему, которая наблюдает за реакцией студентов на лекциях и помогает преподавателям лучше строить занятия. Как это работает на практике – смотрите в видеорепортаже
Ребёнок украл деньги у бабушки: стоит ли его наказывать
Почему дети начинают красть деньги, в том числе у ближайших родственников? МЕЛ отвечает на этот вопрос с доцентом кафедры общей и практической психологии МГПУ, кандидатом психологических наук Ларисой Овчаренко.
Волноваться ли, если подросток не выходит из дома?
Подростки часто собираются в стайки и гуляют допоздна, что тревожит родителей. Но при этом замкнутость и отсутствие желания гулять их тоже пугает. Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко отвечает на вопрос читателей издания МЕЛ
Как победить фобии, мешающие жить
Лариса Овчаренко в подкасте "Физики и лирики" о видах страха, о фобиях, которые мешают жить, и способах борьбы с ними
Психолог призвала не давить на детей из-за плохих оценок
Лариса Овчаренко в беседе с «Газетой.Ru» напомнила, что любые контрольные и экзамены — большое напряжение для ребенка, и дала несколько советов, как правильно относиться к отметкам
Лариса Овчаренко: как мужчины обесценивают женские проблемы
В подкасте «Физики и лирики» на радио Маяк эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала, как и почему мужчины могут обесценивать женские проблемы
«Капсульное» жилье: мнение психолога
Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала «Газете.ru», почему «микростудии», появившиеся в продаже в Москве, не подходят для полноценного проживания
Бабушка все разрешает, а мама воспитывает: как не стать врагом своему ребенку
Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», как сохранить родительскую позицию и научить ребенка уважать правила
Почему ребенок причиняет себе вред и как ему помочь?
Аутоагрессия нередко встречается не только у подростков, но и у дошкольников. Эксперт МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», с чем это связано и как можно помочь такому ребенку
Лариса Овчаренко рассказала «КП» о том, почему россияне матерятся
В 2022 году россияне на 17% чаще матерились в социальных сетях. Чем это объяснить? Падением нравов? Или у народа накипело? Редакция «Комсомольской правды» поговорила об этом с кандидатом психологических наук, доцентом МГПУ