Top.Mail.Ru
Николаева Екатерина Александровна

Николаева Екатерина Александровна

Должность: Профессор департамента методики обучения

Ученая степень и звание: Доктор культурологии, доцент


+7 (499) 253-05-48 доб. 106

NikolaevaEA@mgpu.ru

123022, г. Москва, Столярный переулок, д.16 стр.1


Преподаваемые дисциплины
«Теоретические основы обучения литературному чтению», «Педагогические функции детской журналистики», «Лингвориторические основы методики развития речи в начальной школе», «Основы научной коммуникации», «Теоретические основы читательской деятельности»
Научно-преподавательский стаж
28 лет
Уровень образования, квалификации
Высшее
Направление подготовки (или специальность)
«Филолог, преподаватель русского языка и литературы»
Общий стаж
28 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
- 2018 г. «Технология работы преподавателя в СДО Moodle», 24 ч. в ГАОУ ВО МГПУ;
- 2018 г. «Особенности инфраструктуры и образовательных ресурсов Московской электронной школы», 24 ч. в ГАОУ ВО МГПУ.
Основные публикации

Монографии:

  1. Николаева Е.А. Уникальные ценности провинциальной культуры. — М.: НИИ им. А.В. Запорожца, 1999. — 145 с. (в соавт.)
  2. Николаева Е.А. Ментальные смыслы женского литературно-художественного творчества в России. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. — 172 с.
  3. Николаева Е.А. Педагогические сюжеты в русской литературе второй половины XIX- начала XX века. — Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2007. — 162 с. (в соавт.)
  4. Николаева Е.А. Архетипическая информативность женского литературного творчества в России. — Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2008. — 194 с.
  5. Николаева Е.А. Няни, бонны, гувернантки: в поисках утраченных традиций семейного воспитания. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrucken, Germany, 2012. — 140 c. (в соавт.)

Статьи:

  1. Николаева Е.А. Мозаика мировых культур в зеркале русской литературы: интегративный и культурологический подходы к изучению словесности (заметки о русском видении испанской культуры) // Интеграция образования.- 2011. — № 3. — С.112−117.
  2. Николаева Е.А. Семейное чтение в России: в поисках утраченных традиций // Вестник Пятигорского лингвистического университета. — 2011. — № 1.- С.205−209.
  3. Николаева Е.А. Пространство детства в семейной повседневности России XIX- начала ХХ вв. // Вестник Пятигорского лингвистического университета. — 2011. — № 2.- С.236−240.
  4. Николаева Е.А. «Времен граница есть граница бытия»: женское литературное творчество на рубеже веков // Многообразие культурных миров: Научная школа профессора Н.И. Ворониной: монография / под общ. ред. проф. Н.И. Ворониной. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011 г. С. 145−158.
  5. Николаева Е.А. Мозаика мировых культур в зеркале русской литературы: интегративный и культурологический подходы к изучению словесности (заметки о русском видении испанской культуры) // Интеграция образования. — 2011. — № 3. — С. 112−117. (в соавт.)
  6. Николаева Е.А. Образ провинциального города в творчестве прозаиков Мордовии II половины ХХ — начала ХХI века (А. Косенков, Е. Конкина) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2012. − № 5. — С.256 — 263 (в соавт.)
  7. Николаева Е, А. Осмысление литературного диалога русской и испанской культур в методическом аспекте // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Материалы III Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 10−13 октября 2012 г. / Сост.: Е. Е. Юрков, Л. В. Московкин, Т. И. Попова. — В 2 т. — Т. 1. — СПб.: Изд. дом «МИРС», 2012. — С.577−582.
  8. Николаева Е.А. Архетипическая информативность женской литературы эпохи середины веков // Карповские чтения: сборник статей. Выпуск 4 / Отв. редактор С.Н. Пяткин; АГПИ им. А.П. Гайдара. — Арзамас: АГПИ, 2012. — С. 379−383.
  9. Николаева Е. А. Основные концепты женского литературного творчества: особенности фольклорного воплощения // Восточнославянские языки и литературы в историческом и культурном контекстах: когнитивная лингвистика и концептуальные исследования: сб. научных статей; отв. ред. М. В. Пименова. — К.: Издательский дом Дмитрия Бураго, 2012. — С. 140−146.
  10. Николаева Е.А. Образ провинциального города в литературно-художественном творчестве А.Ф. Косенкова / А.И. Николаев // Поволжье и Приуралье как регион взаимодействия культур: исторический опыт и современное состояние: материалы Всерос. науч.- практ. конф. — Саранск, 2012. — С.375−37.
  11. Николаева Е.А. Женская ментальность в литературном пространстве рубежа XIX—XX вв.: специфика художественного воплощения // Вторые Конкинские чтения: сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием (29−30 сентября 2011 г., г. Саранск) / отв. ред. М. В. Мосин. − Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. — С. 178−184.
  12. Николаева Е.А. Проблема взаимодействия природы и человека в творчестве Т. Соломатиной // Актуальные проблемы филологии и журналистики: сб. научн. тр. (редкол.: М.В. Мосин (отв. ред.) и др. — Саранск: Изд. Мордовск. ун-та, 2012. — С. 91 — 95. (в соавт.)
  13. Николаева Е.А. Мордовская праздничная традиция: современное прочтение // Гуманитарные научные исследования. — 2012. — № 6.- С. 20−22
  14. Николаева, Е. А. Нравственные константы в изображении Г. Щербаковой: идейно-тематическое своеобразие // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2012. − № 10. — С.243 — 253. (в соавт.)
  15. Николаева Е.А. Дополнительная образовательная программа «Методика репетиторства по литературе» // Методика репетиторства по гуманитарным дисциплинам: сборник программ дополнительного образования: Саранск, 2013. — С.24−53
  16. Николаева Е.А. «Я иду по родному городу»: провинциальный город как текст культуротворческой личности // Жизнь провинции: Материалы и исследования. Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием «Жизнь провинции как феномен духовности» 15−17 ноября 2012 г. — Нижний Новгород: изд-во «Дятловы горы», 2013. — С. 291−295.
  17. Николаева, Е.А. Литературный культурогенез: диалог национальных концептов в методическом осмыслении (на материале русской литературы) // Русская литература в системе межкультурных коммуникаций ХХ1 века: современное состояние и перспективы развития. Коллективная монография (международный проект). — Ташкент, 2013. — С.15−27. (в соавт.).
О себе

Родилась 3 мая 1969 г. в г. Саранск Республики Мордовия.

Образование.

1991- Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Специальность «Филолог, преподаватель русского языка и литературы» (диплом с отличием).

1998 - Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева заочная аспирантура по кафедре культурологии (досрочно).

2005 — Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева очная докторантура по кафедре культурологии (досрочно).

2014 — Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (программа «Тестирование граждан зарубежных стран по русскому языку в рамках российской государственной системы тестирования (элементарный, базовый, 1-ый уровень системы). Тестирование иностранных граждан по РКИ для приема в гражданство Российской Федерации. Интеграционный экзамен по русскому языку, истории и основам законодательства»)

Профессиональная деятельность.

2000 — 1991 — учитель русского языка и литературы гимназии № 12 (г. Саранск)

  • Участие в разработке стратегии первой в республике гуманитарной гимназии
  • Реализация стратегии развития на практике; разработка и апробация программ дисциплин для гуманитарной гимназии: «Народная словесность — основа мировой культуры» (5−11 кл.), «Богатство и ресурсы русской словесной культуры» (8−11 кл.), «Культура слова: реализация принципа интеграции» (8−12 кл.)
  • Обеспечение высокого уровня подготовленности выпускников (17 медалистов в выпуске 1999 г.)
  • Лауреат городского конкурса «Учитель года-1995»

2000 — 2006 — доцент кафедры русской и зарубежной литературы МГУ им. Н.П. Огарева, Саранск, Мордовия

2006- 2010 — профессор кафедры русской и зарубежной литературы МГУ им. Н.П. Огарева, Саранск, Мордовия

2010- 2015 — зав. кафедрой русской и зарубежной литературы МГУ им. Н.П. Огарева, Саранск, Мордовия

  • Кандидат культурологии (1998)
  • Доктор культурологии (2005)
  • Доцент (2006)
  • Разработка и апробация учебных программ, учебно-методических комплексов для филологического факультета (отделения русского языка, мордовских языков, финно-угорских языков, журналистики), факультета иностранных языков, института национальной культуры (отделения культурологии и библиотековедения)
  • Выступление на международных и всероссийских конгрессах и конференциях:

—  «Aethetics For The Future» (Краков, Польша, 1996)

— «Aethetics As Philosophy» (Любляна, Словения, 1996)

—  II Российский философский конгресс «XXI век: будущее России в философском измерении» (Екатеринбург, 1999)

— Международная юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 95-летию со дня рождения А.В.Запорожца (Москва, 2000)

— Международная конференция «Культурология — культурная политика — культура» (Москва, 2001)

-Международная научно-практическая конференция «Филологическая подготовка преподавателя-словесника в университете» (Саранск, 2001)

— «XVth International Congress of Aesthetics» (Токио, Япония, 2001)

—  Всероссийская научно-практическая конференция «Межкультурная коммуникация: язык — культура — личность» (Саранск, 2003)

— Международная научно-практическая конференция «Герменевтика в гуманитарном знании» (С.-Петербург, 2004)

—  III Международная конференция «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (Москва, 2004)

— Всероссийская научная конференция с международным участием «Традиционная культура сегодня: теория и практика» (Челябинск, 2006)

— I Всероссийский конгресс фольклористов (Москва, 2006)

— XI Конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (Варна, 2007)

— II Всероссийский конгресс фольклористов (Москва, 2010)

— IX Конгресс этнографов и антропологов России (2011)

  • Сотрудничество с государственными учреждениями (ГУО (Саранск), научно-исследовательский центр имени А.В.Запорожца (Москва)
  • Сотрудничество со школами и гимназиями города (разработка учебных и учебно-методических программ, преподавание в гимназии с углубленным изучением гуманитарных дисциплин, подготовка к ЕГЭ и ГИА по русскому языку и литературе, проведение семинаров и спецкурсов для учителей школ города)
  • Член жюри городского конкурса «Учитель года» (1999−2004 гг.; 2013−15 г.)
  • Член Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) (с 2005 г.)
  • Лауреат конкурса на лучшую научную книгу (2006 г.)
  • Лауреат конкурса на лучшую научную книгу (2007 г.)
  • Член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д. 212.118.02 по специальностям 10.01.01 и 10.01.02 при ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева» (2011−2014 гг.)
Область научных интересов

женское литературное творчество, русское устное народное творчество, русская и зарубежная литература, детская и юношеская литература.

Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
44.03.00 Образование и педагогические науки
44.03.01 Педагогическое образование, «Образование детей младшего возраста»
44.03.01 Педагогическое образование, «Дошкольное образование»
44.03.01 Педагогическое образование, «Начальное образование»
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, «Начальное образование»
44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Начальное образование, иностранный язык»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Проектирование образовательных программ, иностранный язык»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Проектирование образовательных программ, русский язык»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Начальное образование, русский язык»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Дошкольное образование, русский язык»
44.04.01 Педагогическое образование, «Цифровая дидактика»
44.04.01 Педагогическое образование, «Начальная кинограмотность»
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (русский язык и литературное чтение (начальное общее образование), русский язык и литература (основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование)