Никитина Александра Борисовна
Должность: ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик
Ученая степень и звание: кандидат искусствоведения, доцент
NikitinaAB@mgpu.ru
+7 (499) 132-35-09
– Декодированое выразительных средств различных видов искусства;
– Развитие зрительской культуры: традиции и современные подходы;
– Театрально-педагогические практики социализации;
– Методики обсуждения спектаклей с различными категориями зрителей;
– Социальные проекты в театре: история и современное состояние;
– Дискуссионное поле взаимодействия современного отечественного театра и зрителя;
– Психология и педагогика искусства: теория, методология, научные школы;
– Универсальные принципы системы К.С. Станиславского и режиссерско-педагогических практик В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова и Л.А. Сулержицкого;
– Отечественный опыт драмапедагогики;
– Зарубежный опыт drama in education;
– Развитие чтения методами театральной педагогики;
– Исследование города средствами педагогики искусства;
– Инкультурация методами театральной педагогики;
– Основные направления театральной педагогики (ТП в образовании; ТП в профессиональном и любительском театре; ТП в социальной сфере);
– Особенности театральной работы с текстом и тексты для сцены: пьеса и инсценировка;
– Театральные практики в работе с текстом на уроках и занятиях;
– Основные принципы работы над инсценировкой совместно с детской группой;
– Основные принципы анализа драматургического произведения, пьесы с детским коллективом.
Грамота «За многолетнюю плодотворную работу в системе столичного образования, значительный вклад в совершенствование художественно-эстетического образования школьников» (2011).
РИНЦ SPIN-код: 3938−4882
ORCID: 0000−0001−9027−8804
- Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией А.Б. Никитиной. М.: Владос. 2001. 288 с.
- Никитина А.Б. Ребенок на сцене. Исторический обзор. М.: Всероссийский центр художественного творчества. Серия «Я вхожу в мир искусства». № 12. 2003.
- Педагогика искусства. Сборник материалов I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А. Сулержицкого. Составители А. Б. Никитина, Т. А. Климова. М.: «МАКС Пресс». 2013. 497 с.
- Никитина А.Б., Климова Т.А. Театральная педагогика в городе: неформальные ресурсы образования. Монография // ЛСКОП ИСП ГАУ ВО МГПУ. Москва. 2020. 147 с.
- Никитина А.Б. Город как учебник. Пятая четверть. 100 идей для учителя. Театральные каникулы. М: Авторский клуб. 2020. 128 с.
Театральная педагогика; музейная педагогика
44.04.01, Педагогическое образование, "Педагог-исследователь городской среды"
44.04.01, Педагогическое образование, "Детская и подростковая литература в образовании и культуре"
Участие в научных мероприятиях
— Ежегодная Всероссийская конференция по театральной педагогике имени Л. А. Сулержицкого (2023);
— X Всероссийский семинар по работе со зрителями (2023);
— Межрегиональная конференция «Театральная педагогика как ответ на вызовы времени» (2023).
Александра Никитина о проекте «Театр + школа: точки роста»
В интервью Союзу Женщин России Александра Никитина рассказала о проекте, его задачах и перспективах
Театральная педагогика как способ профилактики выгорания
Александра Никитина рассказала о преимуществах театральной педагогики в интервью Союзу женщин России
Александра Никитина о театральной педагогике и обучении в МГПУ
Главное из интервью с участием Александры Никитиной на «Радио Вышка»
Театральная педагогика в школе: для чего нужна и как применять
Итоги круглого стола, посвященного применению театральной педагогики в образовательном процессе
Александра Никитина рассказала о моделях школьного театра
О выступлении Александры Никитиной на семинаре «Школьный театр. Опыт эффективных практик организации работы»
Александра Никитина на форуме «Угол зрения»
Александра Никитина, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, приняла участие в форуме театральной педагогики «Угол зрения»
Форум Антропологии Трансформации и инновационного Развития
Преподаватели магистратуры «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» приняли участие в онлайн-форуме «ФрАнТиР»
Состоялась юбилейная конференция «Педагогика искусства»
27 ноября завершилась трехдневная юбилейная конференция школьной театральной педагогики памяти Л. А. Сулержицкого «Педагогика искусства»
Александра Никитина рассказала о драматургии урока
Александра Никитина, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, стала спикером ежегодной НеКонференции «Театральная педагогика как современный социокультурный феномен»
Интервью Александры Никитиной о методах драмапедагогики
Интервью Александры Никитиной, ведущего научного сотрудника лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, порталу "МЕЛ"
Как драмапедагогика помогает учить и учиться?
Элементам театральной педагогики есть место на любом уроке. Доцент МГПУ Александра Никитина рассказала порталу «МЕЛ», что драмапедагогика дает учителям и ученикам
Чтение с остановками средствами театральной педагогики
Александра Никитина, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, провела мастер-класс в Театре им. Федора Волкова (Ярославль)
Александра Никитина выступила на фестивале «Территория Kids»
Александра Никитина, сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ уранистики и глобального образования, представила мастер-класс на «Территория Kids»
Итоги межрегионального форума «Театр + Школа. Точки роста»
Татьяна Климова и Александра Никитина, сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, стали спикерами межрегионального форума «Театр + Школа. Точки роста»
Театральные практики в жизни школы: педагогический потенциал
25 мая состоялся семинар «Театральные практики в повседневной жизни школы»
Александра Никитина о прошедшей лаборатории «Я.Театр»
21 и 22 апреля в театре «Пиано» состоялась театрально-педагогическая лаборатория «Я.Театр»