Моргачева Елена Николаевна
Должность: профессор
Ученая степень и звание: доктор педагогических наук, профессор
morgachevaen@mgpu.ru
+7 (499) 134-50-05 Панфёрова 8, корп. 2.
Преподаваемые дисциплиныНаправление подготовки (или специальность)О себеОбласть научных интересовНаименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• Специальная педагогика
• Педагогика специального и инклюзивного образования
• Организация развивающей предметно-пространственной среды
• Международный опыт организации специального и инклюзивного образования
• Тьюторство в образовании
• Методика обучения русскому языку.
Научно-преподавательский стаж• Педагогика специального и инклюзивного образования
• Организация развивающей предметно-пространственной среды
• Международный опыт организации специального и инклюзивного образования
• Тьюторство в образовании
• Методика обучения русскому языку.
26 лет
Уровень образования, квалификацииВ 1989 году с отличием окончила Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина по специальности «Дефектология» с присвоением квалификации «Учитель-логопед вспомогательной школы».
В 1996 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности и пути формирования знаково-символической деятельности младших школьников с нарушением интеллекта». Ученое звание доцента по кафедре специальной психологии присвоено в 2010 году.
В 2011 году защитила докторскую диссертацию на тему «Компаративный анализ парадигм феномена умственной отсталости в специальной педагогике России и США».
В 1996 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности и пути формирования знаково-символической деятельности младших школьников с нарушением интеллекта». Ученое звание доцента по кафедре специальной психологии присвоено в 2010 году.
В 2011 году защитила докторскую диссертацию на тему «Компаративный анализ парадигм феномена умственной отсталости в специальной педагогике России и США».
Дефектолог
Общий стаж26 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке• Курсы повышения квалификации по программе «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья». г. Москва, ГАОУ ВО МГПУ с15.04 по 05.06 2019 г.,72 часа.
• Международная стажировка в рамках программы Эразмус + (чтение лекций и ознакомление с системой специального и инклюзивного образования. ВНР, университет г. Дебрецена, с 13.05 по 17.05 2019 г.
• Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Оffice 365/Teams». г. Москва, ГАОУ ВО МГПУ, с 26.08 по 14.09 2020 г., 30 часов.
• Образовательная кинезиология в практике психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ г. Волгоград, ВГАПС, с 20.10.21 по 13. 12.2021 г., 72 часа.
• Тьютор в условиях инклюзивного образования. г. Волгоград, ВГАПС, с 25.01.2022 по 20.02.2022, 36 часов.
• «Инклюзивное профессиональное образование:
• современный взгляд и подходы» 09.12. 2022 – 20.12.2022 2022 г., 72 часа
Основные публикации• Международная стажировка в рамках программы Эразмус + (чтение лекций и ознакомление с системой специального и инклюзивного образования. ВНР, университет г. Дебрецена, с 13.05 по 17.05 2019 г.
• Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Оffice 365/Teams». г. Москва, ГАОУ ВО МГПУ, с 26.08 по 14.09 2020 г., 30 часов.
• Образовательная кинезиология в практике психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ г. Волгоград, ВГАПС, с 20.10.21 по 13. 12.2021 г., 72 часа.
• Тьютор в условиях инклюзивного образования. г. Волгоград, ВГАПС, с 25.01.2022 по 20.02.2022, 36 часов.
• «Инклюзивное профессиональное образование:
• современный взгляд и подходы» 09.12. 2022 – 20.12.2022 2022 г., 72 часа
- ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования (учебно-методическое пособие). М.: Национальный книжный центр, 2021. — 144 с.
- Зарубежный опыт инклюзивного обучения и возможности его использования в отечественной практике. Дефектология. — 2018. — № 3. —С. 58−62.
- Психолого- педагогический научный вклад С. Кирка в развитие специального образования США во второй половине XX столетия. Казанский педагогический журнал. — 2019. — № 2. — С. 170−174.
- В. Валлин как представитель клинического направления изучения умственной отсталости в США. Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 1. — С. 224 — 228.
- Специальное образование в Венгрии на современном этапе. Мировые тенденции специального и инклюзивного образования. Материалы Междунар. науч. —практ. конф. (Москва, 2020). — М.: Парадигма, 2020. — С. 161−164. 0,5 п.л.
- Тифлокомментирование как современная форма включения лиц с нарушениями зрения в социокультурное пространство. Проблемы современного педагогического образования — 2020. — № 68 (4). — С. 14−17.
- Проблемы истории, теории и методологии специальной педагогики (к юбилею Н. М. Назаровой). Специальное образование. — 2020. — № 3 (59). — С. 178 -191.
- Английские писатели об «особенных» людях. Евразийское Научное Объединение. — 2021. № 5 — 6 (75). — С. 449−451. 0,5 п.л.
- Александр Белл как сторонник чистого устного метода в американской сурдопедагогике. Международный научно—исследовательский журнал. — 2021. — № 7 — 4 (109). —С. 89−91.
- 10 Встроенное обучение как стратегия развития нормальных и «особенных» дошкольников в США. 83-я Международная научная конференция Евразийского Научного Объединения. (Москва, 2022). Москва: ЕНО, 2022.— № 1 (83). Часть IV. — С.349−351. 0,5 п.л.
- Эволюция знаний о легких степенях интеллектуальной недостаточности в зарубежной и отечественной науке. Дефектология. — 2022. — № 2. — С.65−74.
- Специалист в области специальной педагогики, специальной психологии, инклюзивного образования.
Стипендиат программы «Фулбрайт».
Входит в Американскую ассоциацию интеллектуальных нарушений и нарушений в развитии в составе международной группы. - Принимает участие в работе международных, региональных, городских научно-практических конференций, семинаров. Участник программы Эразмус +. Приглашённый профессор университета Дебрецена (Венгрия).
- Входит в диссертационный совет Московского городского педагогического университета и Московского педагогического государственного университета. Является участником редакционного совета журнала «Педагогические исследования».
- Председатель комиссии государственной итоговой аттестации выпускников РОСНОУ по программе «Специальное дефектологическое образование».
- Участвовала в разработке программ коррекционной работы для школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного и среднего общего образования.
- Является членом двух диссертационных советов:
Д 72.2.007.02 при ГАОУ ВО МГПУ и Д 212.154.26 при ФГБОУ ВПО МПГУ. - Входит в состав редакционного совета журнала «Педагогические исследования».
- С 2018 года является председателем комиссии государственной итоговой аттестации выпускников РОСНОУ по программе «Специальное дефектологическое образование» (44.03.03). Является специалистом в области специальной педагогики, специальной психологии, инклюзивного образования. Участвовала в разработке программ коррекционной работы для школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного и среднего общего образования.
- Специальная психология, детская психология.
- История специальной педагогики.
- Сравнительная специальная педагогика.
- Инклюзивное образование (в том числе — в сравнительном аспекте).
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Олигофренопедагогика», «Тьютор в инклюзивном образовании», «Дошкольная дефектология», «Логопедия», «Тифлопедагогика и сурдопедагогика»
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Технологии образования детей с нарушениями интеллектуального развития»
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Технологии образования детей с нарушениями интеллектуального развития»