Мануйлова Виктория Викторовна
Должность: профессор
Ученая степень и звание: доктор педагогических наук
+7 (499) 134-50-05 Панфёрова 8, корп. 2.
ManuilovaVV@mgpu.ru
• Современная система раннего и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
• Основы профессиональной деятельности дошкольного дефектолога
• Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровь
• Формирование ведущей деятельности у детей раннего и дошкольного возраста
• Теория и практика предшкольного образования детей с речевыми нарушениями
- Является лауреатом Гранта Москвы в сфере образования (2009); лауреат конкурса научно-исследовательских работ среди научно-педагогических работников, аспирантов, соискателей и студентов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (2010).
- Удостоена отраслевой награды Министерства образования и науки Российской Федерации и ей присвоено почетное звание «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации» за заслуги в области образования.
- Награждена Почетной грамотой департамента образования города Москвы (2018), благодарственным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации за вклад в развитие среднего профессионального образования Российской Федерации (2018).
- Награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РФ (2023)
• «Проектирование реабилитационной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями и их родителей (законных представителей) с использованием цифровых игровых технологий», ГАОУ ВО МГПУ, 2020 г., 72 часа
• «Технологии комплексной оценки инклюзивного образовательного процесса в образовательной организации», ГАОУ ВО МГПУ, 2020 г., 72 часа;
• «Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Office 365/Teams» в ГАОУ ВО МГПУ, 2020 г., 30 ч.;
• «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГАОУ ВО МГПУ, 2019 г., 72 ч.;
• «Информационные технологии в работе преподавателя вуза» в ГАОУ ВО МГПУ, 2018 г., 72 ч.;
• «Модель подготовки педагогов-дефектологов, обеспечивающая единство содержания и структуры образовательных программ по профилям дефектологического образования («Ядро» «Специального дефектологического образования»», ФГБОУ ВО МПГУ, 2023 г., 72 часа.
• «Профессиональные педагогические сообщества: развитие, продвижение, методическое сопровождение педагогических работников», ФГБОУ ВО ГУП, 2023 г., 36 часов.
• «Формирование и развитие системы неформального образования педагогических работников в регионе с использованием ресурсов профессиональных педагогических сообществ», ФГБОУ ВО ГУП, 2023 г., 36 часов.
• «Организационно-методическое сопровождение ШНОР», ФГБОУ ВО ГУП, 2023 г., 36 часов.
хнология разработки и использования ресурсов «Московской электронной школы» в ГАОУ ВО МГПУ, 2018 г., 72 ч.;
Список учебных изданий:
• Инклюзивное среднее профессиональное образование России. М.: ПАРАДИГМА, 2022. — 196 с. (научная монография).
• Основы организации и осуществления профориентационной работы в условиях инклюзивного среднего профессионального образования. М.: МГПУ, 2022. — 100 (учебно-методическое пособие).
• Яковлева И.М., Мануйлова В.В., Титова О.В., Гусейнова А. А, Караневская О.В., Браткова М.В., Тюрина Н.Ш., Афанасьева Ю.А., Павлова А.С., Миронова А.В. Адаптация детей с нарушениями развития к образовательной организации М.: МГПУ, 2022. — 144 с. (монография).
• Приходько О.Г., Мануйлова В.В. Гусейнова А.А. Дошкольная дефектология в схемах и таблицах. М.: МГПУ, 2021. — 54 с. (учебно-методическое пособие).
• Предшкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья как условие обеспечения преемственности ФГОС дошкольного и начального общего образования М.: ПАРАДИГМА, 2019. — 136 с. (учебно-методическое пособие).
• Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А., Мануйлова В.В. Инклюзивное образование: условия включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство М.: Национальный книжный центр, 2018. — 112 с. (методическое пособие).
Список статей:
• Мануйлова В.В., Гусейнова А.А. Психолого-педагогический консилиум как механизм комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2023. Вып.78. (2). С.97−100 (ВАК)
• Мануйлова В.В. Технология проектирования инклюзивной образовательной среды в организациях среднего профессионального образования. Специальное образование. — 2022. — № 2. — С. 160 — 171. (ВАК)
• Мануйлова В.В., Гусейнова А.А. Особенности адаптации и освоения образовательной программы детьми «группы риска» в условиях дошкольной организации// Дошкольник. методика и практика воспитания и обучения. 2022. № 5. с. 13−18. (ВАК)
• Гусейнова А.А., Мануйлова В.В. Мониторинг готовности руководителей и педагогов образовательных организаций к инклюзивному образованию// Стандарты и мониторинг в образовании. 2022. Т. 10. № 1. С. 3−9. (ВАК)
• Мануйлова В.В., Сорокоумова С.Н. Специальные условия как основа организации и осуществления инклюзивного среднего профессионального образования// Дефектология. — 2021. — № 4. — С.61−70. (ВАК)
• Мануйлова В.В., Сорокоумова С.Н. Модели организации конкурсов профессионального мастерства для лиц с инвалидностью и ОВЗ // Дефектология. — 2021. — № 2. — С.66−75
• Manuilova B., Guseinova A. A, Khitryuk V. Interactive technologies for forming professional competences of management and pedagogical teams in an inclusive organization. Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. Moscow. — 2021. — P. 5018−5019. (ISSN онлайновой версии — 2261−2424) (WOS)
• Приходько О.Г. Мануйлова В.В., Гусейнова А.А. Информационно-коммуникационные технологии как эффективный компонент реабилитационной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями// Специальное образование. — 2020. — № 4 (60). — С. 57−66.(ВАК)
• Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Мануйлова В.В., Гусейнова А.А. Обеспечение доступности среды базовых профессиональных образовательных организаций для лиц с инвалидностью и овз в условиях реализации мультифункциональной модели. Специальное образование. — 2019. — № 4 (56). — С. 99−113. (ВАК)
• Prikhodko O., Manuilova B., Huseynova A., Yugova О. Recent trends in the development of lifelong inclusive education of persons with disabilities in the russian federation. Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society. Don State Technical Universyty. 2019. — P. 10 007 — 10 008. (ISSN онлайновой версии — 2261−2424(WOS)
- Гусейнова А.А., Мануйлова В.В.
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ КАК МЕХАНИЗМ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ //
- Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78−2. С. 97−100.
- Самсонова Е.В., Быстрова Ю.А., Мануйлова В.В.
- АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12. № 2. С. 192−214.
- Мануйлова В.В., Гусейнова А.А.
- СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ//Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2023. № 5. С. 69−76.
- Гусейнова А.А., Мануйлова В.В., Ушакова Е.В.
- МОНИТОРИНГ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ//Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. Т. 17. № 3. С. 242−254.
- Мануйлова В.В., Гусейнова А.А., Гнутова Н.А.
- МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ//Стандарты и мониторинг в образовании. 2023. Т. 11. № 2. С. 3−10.
- Является экспертом в области профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ (принимала участие в деятельности рабочей группы Министерства просвещения РФ).
- Принимает активное участие в научно-исследовательских проектах Министерства просвещения РФ и Россотрудничества, а также в реализации государственных заданий Департамента образования и науки города Москвы.
- Участвует в национальном проекте «Образование», является экспертом в области специального и инклюзивного среднего профессионального образования.
- Является сертифицированным экспертом по разработке контрольно-оценочных средств для основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования (Сертификат СК № 011.0263, выдан ФГАУ «ФИРО»).
- Член организационного комитета ГАОУ ВО МГПУ всероссийской олимпиады студентов «Я-профессионал» по направлению специальное (дефектологическое) образование.
Имеет 74 публикации, в том числе 16 учебных изданий и 58 научных трудов, включая патенты на изобретения и иные объекты интеллектуальной собственности, используемые в образовательном процессе.
- Подготовка кадров для системы специального и инклюзивного образования;
- Инклюзивное и специальное среднее профессиональное образования;
- Профессиональная ориентация лиц с инвалидностью и ОВЗ.
- Является сертифицированным экспертом по разработке контрольно-оценочных средств для основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования (Сертификат СК № 011.0263, выдан ФГАУ «ФИРО»);
- Экспертом в области профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ (председатель рабочей группы Министерства просвещения РФ);
- Экспертом в области специального и инклюзивного среднего профессионального образования.
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Логопедия
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Модернизация деятельности ПМПК в системе образования
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Раннее и дошкольное образование детей с ОВЗ