Top.Mail.Ru
Левченко Ирина Юрьевна

Левченко Ирина Юрьевна

Должность: заведующий лабораторией инклюзивного образования, профессор

Ученая степень и звание: доктор психологических наук, профессор


+7 (499) 134-50-05 Панфёрова 8, корп. 2.

LevchenkoIJU@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
• Модели деятельности специалистов ПМПК (психолога, логопеда, дефектолога).
• Командное взаимодействие специалистов ПМПК.
• Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в ПМПК и ППк.
• Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития.
• Теоретико-методологические основы коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
• Нормативно-правовое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
• Проектирование и организация комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.
• Современные модели деятельности ПМПК.
• Взаимодействие специалистов ПМПК с родителями, законными представителями детей.
• Диагностика и коррекция нарушений развития у детей с двигательной патологией.
Научно-преподавательский стаж
45 лет
Заслуги, награды

• Медаль «В память 850-летия Москвы».
• Медаль К.Д. Ушинского

Уровень образования, квалификации
В 1974 году окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности Психология с присвоением квалификации Психолог. Преподаватель психологии. В 1984 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: система психологического изучения детей и подростков с церебральным параличом. В 2000 году защитила докторскую диссертацию на тему Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации.
Направление подготовки (или специальность)
Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии
Общий стаж
37 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• Школа доступного образования: новый подход
• "Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) "Педагог-дефектолог"
• Информационные технологии в работе преподавателя ВУЗа
• Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
Основные публикации

Учебные издания и монографии:

  • Левченко И.Ю., Бутко Г. А. Организация и содержание образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие / Москва, 2022.
  • Левченко И.Ю., Волковская Т.Н. Логопсихология. Учебник / Сер. 76 Высшее образование. (1-е изд.) Москва, 2020.
  • Левченко И.Ю., Абкович А.Я. Диагностика особенностей развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для построения индивидуальной образовательной траектории Методическое пособие / Москва, 2019.
  • Левченко И.Ю. Методологические основания системы обследования детей и подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития. Монография / Москва, 2019.
  • Левченко И.Ю., Волковская Т.Н., Ковалева Г. А. Психологическая помощь в специальном образовании. Сер. Высшее образование: Бакалавриат. Москва, 2019.
  • Левченко И.Ю., Гусейнова А.А., Сатари В.В., Петровичева Ю.Ю. Технологии определения особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата учебно-методическое пособие / Москва, 2022.
  • Левченко И.Ю., Волковская Т.Н., Ковалева Г. А. Психологическая помощь в специальном образовании. Учебник / Москва, 2018.
  • Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А., Мануйлова В.В. Инклюзивное образование: специальные условия включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство. Учебное пособие / Сер. Специальная психология. Москва, 2018.
  • Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. ФГОС обучающихся с овз: обучение детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сер. Специальная психология. Москва, 2018.

Статьи:

  • Волковская Т.Н., Левченко И.Ю. Интегративное взаимодействие логопеда и психолога в комплексном сопровождении детей с недостатками речевого развития. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2023. № 1. С. 4−11.
  • Levchenko I.Yu. Cerebral palsy as a sign of a mixed form of dysontogenesis. В книге: Education of Children with Special Needs: Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars. Switzerland, 2022. С. 239−243.
  • Левченко И.Ю., Переверзева М.В. Анализ качественных характеристик процесса формирования основных обще-учебных умений у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дефектология. 2022. № 6. С. 38−48.
  • Левченко И.Ю., Агаева В.Е. Формирование произношения у детей с врожденными расщелинами губы и нёба в процессе этапной логопедической работы. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2022. № 1. С. 16−27.
  • Levchenko I., Volkovskaya T., Skrebets T., Lemekh A. Optimization of social functioning quality of preschool children with cerebral palsy. В сборнике: Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. Moscow, С. 1018.
  • Левченко И.Ю., Гусейнова А.А., Гольцов А.В. Дифференцированный подход к содержанию занятий адаптивной физической культурой с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2021. № 1. С. 20−25.
  • Волковская Т.Н., Левченко И.Ю. Коммуникативный подход в контексте современной методологии психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития. Дефектология. 2020. № 3. С. 17−21.
  • Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: перспективы, доработки, практика. Специальное образование. 2020. № 1 (57). С. 136−151.
  • Левченко И.Ю., Бутко Г. А., Чижикова Е.О. О некоторых тенденциях развития современного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Стандарты и мониторинг в образовании. 2019. Т. 7. № 2. С. 46−54.
  • Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Методические подходы к проектированию АООП для детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 3. С. 22−29.
  • Волковская Т.Н., Левченко И.Ю. Концепция логопсихологии как теоретическая основа психологического сопровождения лиц с недостатками речи. Москва, 2018.
  • Жигорева М.В., Левченко И.Ю. В помощь дефектологу дошкольной образовательной организации: методические подходы к проектированию адаптированной основной образовательной программы для детей раннего возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2018. № 4. С. 23−28.
  • Жигорева М.В., Левченко И.Ю. В помощь дефектологу дошкольной образовательной организации: методические подходы к проектированию адаптированной основной образовательной программы для детей раннего возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития (часть 2). Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2018. № 5. С. 5−11.
О себе

Ирина Юрьевна Левченко сочетает теоретические исследования с обширной консультативной и педагогической практикой. В течении 17 лет работала научным сотрудником Всесоюзного научно-методического центра восстановительного лечения детей с церебральным параличом. С 1991 года возглавила кафедру олигофренопедагогики и логопедии Московского государственного открытого университета им М.А. Шолохова. С 2003 года возглавляла кафедру специальной психологии и специальной педагогики Московского государственного открытого университета им М.А. Шолохова. В связи с закрытием МГГУ им. М.А. Шолохова перешла на работу в Московский городской педагогический университет, где возглавляет лабораторию инклюзивного образования.

Ирина Юрьевна Левченко ведет большую научно-педагогическую деятельность. Под её научным руководством защищено пять докторских и более 20 кандидатских диссертаций по коррекционной психологии и коррекционной педагогике. Является членом диссертационного совета Д. 72.2.007.02 при ГАОУ ВО МГПУ.

Ирина Юрьевна входит в состав редакционных советов журналов: Детская и подростковая реабилитация, Системная психология, Аутизм и другие нарушения развития. Является главным редакторов журнала Коррекционная педагогика: теория и практика.

Ирина Юрьевна Левченко ведёт большую общественную деятельность. Она является экспертом Общероссийского Народного Фронта, экспертом министерства Просвещения.

Ирина Юрьевна является специалистом в области специальной психологии и специальной педагогики, инклюзивного образования.

С 2015 года участвует в разработке ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП дошкольного образования детей с ОВЗ, АООП начального и основного образования обучающихся с ОВЗ.

Область научных интересов

Область научных интересов: специальная психология.
Специальная педагогика, инклюзивное образование, нормативно-правовая база специального и инклюзивного образования.

Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Модернизация деятельности ПМПК в системе образования
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Раннее и дошкольное образование детей с ОВЗ