Григоренко Наталья Юрьевна
Должность: доцент кафедры логопедии
Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент
grigorenko@mgpu.ru
+7 (499) 134-50-05 Панфёрова 8, корп. 2.
• «Современные подходы к профессиональной деятельности логопеда»
• «Логопедия (Дислалия)»
• «Современные подходы к комплексному логопедическому обследованию»
• «Ранняя логопедическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья»
• «Теоретико-методологические основы логопедической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья»
• «Комплексный подход к логопедическому обследованию детей»
• «Междисциплинарный подход в логопедической работе с детьми с нарушениями произносительной стороны речи»
• «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», ГАОУ ВО МГПУ, 2019 г., 72ч.
• Программа профпереподготовки «Менеджмент и экономика в образовательной организации», г. Екатеринбург, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», 2019 г., 252 ч.
• Программа профпереподготовки «Образование детей с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС», г. Москва, ГАОУ ВО МГПУ, 2020 г., 590 ч
• Программа магистратуры «Теория и практика комплексной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра», 2 года. Диплом с отличием. Присвоена квалификация: Магистр 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, 2022г.
• «Включение в единое образовательное пространство обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью», г. Москва, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», 2023г., 36 ч.
Монографии и пособия:
- Григоренко Н.Ю. Глава 1. Вариативные формы психолого-педагогической помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реформирования системы образования/ Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография (III раздел) // О.Г. Приходько, И.Ю. Левченко и др. — М.: ПАРАДИГМА, 2018. — С.325−356.
- Григоренко Н.Ю. Формирование основ общения у детей первых лет жизни с нормальным и аномальным развитием. Монография/ Под ред. Ю.Е. Вятлевой. — М.: Логомаг, 2020. — 336с.
- Григоренко Н.Ю. Технологии развития коммуникативной деятельности у детей первых лет жизни с отклонениями в развитии: учебно-методическое пособие. — М.: МГПУ, 2020. — 168с.
- «Московская электронная школа» как инструмент равного доступа к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Учебно-методическое пособие / Афанасьева Ю.А., Величенкова О.А., Гравицкая Е.Г., Григоренко Н.Ю. и др. — М.: МГПУ, 2021. — 130 с. — С. 107−131
- Технологии преодоления произносительных расстройств у детей: курс лекций / автор-сост.: Н.Ю. Григоренко. — М.: МГПУ, 2022. — 124с.
- Григоренко Н.Ю., Покровская Ю.А. Введение в логопедическую специальность. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения. Учебно-методическое пособие /Авт.-сост.: Григоренко Н.Ю., Покровская Ю.А. — 2-е изд. — М.: ЛОГОМАГ, 2022. — 200с.
- Григоренко Н.Ю. Формирование речевого слуха у детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии: учебнометодическое пособие. — М.: МГПУ, 2022. — 168 с.
- Григоренко Н.Ю. Технологии коррекции произносительных и миофункциональных расстройств у детей с нарушениями строения и функций органов артикуляции. Практическое пособие для специалистов и родителей. — М.: ПАРАДИГМА, 2023. — 256с.
- Григоренко Н.Ю. Речевосприятие в раннем возрасте: технологии диагностики и развития речевого слуха у детей//Учебно-методическое пособие. — М.: ПАРАДИГМА, 2023. — 156с.
Статьи ВАК, SCOPUS, Web of Science:
- Григоренко Н.Ю. Современные подходы к формированию коммуникативных умений у детей первых лет жизни с отклонениями в развитии/ Педагогическое образование в России. — - № 2. — С. 104−109. (№ 1608, перечень российских рецензируемых научных изданий ВАК)
- Григоренко Н.Ю., Твердохлебова И.П. Универсальный инструментарий формирования профессиональных социально-коммуникативных и речевых компетенций будущих логопедов и учителей иностранных языков/ Иностранные языки в школе. — 2020. — № 2. — С. 2−9. (№ 1068, перечень российских рецензируемых научных изданий ВАК)
- Григоренко Н.Ю. Возможность и необходимость общения матери со своим будущим ребенком в пренатальный период в ходе нормальной и проблемной беременности/ Педагогическое образование в России. — 2020. — № 2. — С. 99−105. (№ 1608, перечень российских рецензируемых научных изданий ВАК)
- Григоренко Н.Ю., Стебелькова М.Л. Взаимосвязь клинического и педагогического воздействия в процессе нормализации артикуляционных условий и коррекции нарушений звукопроизношения у детей с аномалиями зубочелюстной системы и ротовой полости/ Педиатрия. Журнал им. Сперанского. — 2020. — Т.99. № 4. — С.126−132. (SCOPUS) (№ 1613, перечень российских рецензируемых научных изданий ВАК)
- Григоренко Н.Ю. Оценка уровня коммуникативных возможностей детей раннего и младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра/ Педагогическое образование в России. — 2020. — № 4. — С. 184−191. (№ 1608, перечень российских рецензируемых научных изданий ВАК)
- Григоренко Н.Ю., Вятлева Ю.Е., Покровская Ю.А. О внесении прогрессивных дополнений в программы подготовки, профпереподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для системы ранней помощи детям с ОВЗ/ Педагогическое образование в России. — - № 5. — С. 154−161. (№ 1608, перечень российских рецензируемых научных изданий ВАК)
- Grigorenko N., Vyatleva Yu., Pokrovskaya Yu. Innovative approaches to training professionals working with young children with disabilities/ Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career. International Scientific and Practical Conference. Moscow. — 2020. — Р. 13−14. Режим доступа: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2020/15/shsconf_ictp2020_13/shsconf_ictp2020_13.html (WOS)
- Grigorenko N., Vyatleva Yu., Pokrovskaya Yu. Speech therapy aspect of improving the quality of education of schoolchildren in a capital megapolis/ Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. Moscow. -2021. — Р. 1016 — 1017. Режим доступа: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2021/09/shsconf_ec2020_1 016/shsconf_ec2020_1 016.html (WOS)
- Григоренко Н.Ю., Брызгалова С.О. Формирование навыков социального взаимодействия у детей 3−4-го года жизни с расстройствами аутистического спектра/ Специальное образование. — - № 4 (68). — С. 146−158. (№ 2249, перечень российских рецензируемых научных изданий ВАК)
- Григоренко Н.Ю., Брызгалова С.О. Современные представления о речевосприятии у детей и диагностика компонентов речевого слуха в раннем детстве/ Педагогическое образование в России. — 2023. — № 1. — С. 46−53.
В 1996 г. получила диплом о высшем образовании Московского государственного педагогического университета им. В.И. Ленина 1996 год по специальности «Сурдопедагогика»; со специализацией «Специальный психолог образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха».
Ученая степень кандидата педагогических наук по специальности
В настоящее время — доцент кафедры логопедии института специального образования и психологии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».
Автор более 100 публикаций (научных статей, учебных пособий, монографий).
С 2005 г. занимается подготовкой, разработкой и курирование реализации программ курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки в рамках сотрудничества института специального образования и психологии и института непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ.
Параллельно с 2007 до настоящего момента работает в качестве практикующего специалиста психолого-педагогического сопровождения в различных бюджетных и коммерческих образовательных организациях г. Москвы и г. Одинцова Московской области. С 2016 г. — консультант по методической работе в Центре «Магистра». Практикующий логопед, дефектолог, специальный психолог проводит диагностику и консультирование сложных случаев развития у детей и связанных с этим семейных проблем.
- формирование основ общения у детей первых лет жизни с отклонениями в развитии;
- произносительные расстройства у детей с нарушениями строения и функций органов артикуляции;
- особенности речеязыковой деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), системным недоразвитием речи у детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра.
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Дошкольная дефектология
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Раннее и дошкольное образование детей с ОВЗ