Филатова Ирина Александровна
Должность: доцент
Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент
+7 (499) 134-50-05 Панфёрова 8, корп. 2. кабинет 415
filatovai@mgpu.ru
• Логопедия (Афазия, алалия)
• Теоретико-методологические основы логопедической помощи лицам с речевыми нарушениями
• Междисциплинарный подход в логопедической работе с детьми с нарушениями произносительной стороны речи
• Современные технологии логопедической помощи детям с речевыми нарушениями
• Система комплексной помощи детям с нарушениями речевого развития
• Основы экспериментальной и учебно-исследовательской деятельности студента
- Отраслевая награда Министерства образования и науки Российской Федерации «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2008);
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2006)
- Грамоты и благодарности Правительства Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, ректора Уральского государственного педагогического университета.
• Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций и проверка знаний требований охраны труда, г. Москва, АНО ДПО «Учебный центр СКБ Контур», 30.10.2020 года (40 часов).
• Нормативно-правовое обеспечение он-лайн обучения и организация виртуальной академической мобильности, г. Екатеринбург, ФГАОУ ВО УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 21.12.2020 года (72 часа).
• Методика противодействия коррупции в образовательных организациях: анализ, выявление, профилактика и принятие организационных мер, г. Омск, ООО «Институт новых технологий в образовании», 31.01.2021 года (36 часов).
• Основы работы в LMS Moodle, г. Екатеринбург, ФГБОУ ВО УрГПУ, 25.02.2021 (32 часа).
• Подготовка студентов педагогических специальностей к реализации образовательной деятельности со слепыми и слабовидящими обучающимися», г. Санкт-Петербург, ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, 08.06.2021 года (72 часа).
• Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего, г. Москва, Московский педагогический государственный университет, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 18.10.2021 года (72 часа).
• Обучение для внеочередной проверки знаний требований охраны труда, г. Москва, АНО ДПО «Учебный центр СКБ Контур», 25.03.2022 года (16 часов).
• Оказание первой помощи пострадавшим на производстве, г. Москва, Актион-университет, 30.09.2022 (16 часов).
• Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы охраны труда, г. Москва, Актион-университет, 30.09.2022 (16 часов).
• Педагогическая модерация учебных проектов, г. Москва, Московский городской педагогический университет, 2022 (36 часов).
• Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное дефектологическое образование», г. Москва, Московский педагогический государственный университет, 09.12.2022 (72 часа).
Учебные издания и монографии:
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. — 160 с.
- Основы педагогики /М.: ИНФРА-М, 2019. — 272 c. — С. 124−152.
- Формирование фонематической системы языка у детей с ринолалией / Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2020. — 80 с.
- Формирование функциональной произносительной грамотности / Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2020. — 68 с.
- Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития: от изучения к новаторским практикам воспитания и обучения: с 1900 по 1990 гг. / М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2022. — 464 с.
- Диагностика и коррекция нарушений двигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией / М.: УМЦ «Добрый мир», 2021. — 118 с.
Статьи:
- Модель психолого-педагогической работы по формированию мотивации к обучению русскому языку у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации федеральных стандартов / Специальное образование. — 2019. — № 1 (53). — С. 75−90.
- Изучение профессиональной мотивации студентов в процессе воспитательной работы (обучающиеся бакалавриата по направлению «специальное (дефектологическое) образование») / Специальное образование. — 2019. — № 2 (54). — С. 18−26.
- Формирование навыков читательской деятельности у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушением зрительного анализатора / Специальное образование. — 2019. — № 2 (54). — С. 83−94.
- Research of Specialists' Needs for Digital Educational Tools for the Organization of Education of Students with Disabilities / Advances in Economics, Business and Management Research: proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference «Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth» (MTDE 2020). — Atlantis Press. — volume 138 — P. 835−840. Режим доступа: URL: www.atlantis-press.com/proceedings/mtde-20/125 939 793
- Использование электронных и печатных изображений и текстов в обучении младших школьников с умственной отсталостью / Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2020. — № 198. — С. 99−106.
- Модель психолого-педагогической диагностики интегративных компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи / Педагогическое образование в России. — 2021. — № 4. — С. 142−147.
- Подготовка учителей-дефектологов с использованием дистанционных образовательных технологий: опыт российских педагогических вузов / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — № 5. — С. 59−66.
- Симптоматика и механизмы нарушений двигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией Специальное образование. — 2022. — № 2. — С. 29−45.
- Системный подход к изучению нарушений речи у детей в научных трудах профессора З.А. Репиной / Специальное образование. — 2023. — № 1. — С. 58−69.
В 1985 году поступила на дефектологический факультет Свердловского ордена Знак Почета государственного педагогического института, который окончила с отличием в 1990 году. Была распределена ассистентом кафедры психопатологии и логопедии этого же вуза. С 1994 по 1998 обучалась в аспирантуре Уральского государственного педагогического университета. Одновременно с работой в вузе и обучением в аспирантуре работала учителем-логопедом в школьных и дошкольных образовательных организациях г. Екатеринбурга.
В 1998 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по научной специальности
Под научным руководством Филатовой И.А. успешно защищены две кандидатские диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Осуществляет руководство научно-исследовательской работой обучающихся, показателями которого в 2020 году являются достижения студентов: два студента стали стипендиатами Губернатора Свердловской области и один студент — стипендиатом Президента Российской Федерации. Имеет более 150 научных и научно-методических публикаций, из них размещено в e-library 85, количество цитирований — 203, индекс Хирша — 8.
Является членом координационного совета по вопросам образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Свердловской области, членом конкурсной комиссии регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России». Принимает личное участие в реализации в Свердловской области инновационных образовательных и научных проектов: Государственной программы «Доступная среда»; Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов; мероприятиях по созданию условий для получения среднего профессионального и высшего образования людьми с ОВЗ в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016−2020 гг.; программах модернизации специального (дефектологического) образования в рамках взаимодействия с практическими образовательными организациями Свердловской области, Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), Московским педагогическим государственным университетом (Москва).
Является главным редактором научно-методического журнала «Специальное образование», включенного в Перечень изданий, рекомендованных ВАК Российской Федерации для публикации результатов научных исследований.
Филатова И.А., член следующих рабочих групп:
— рабочая группа по вопросам образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов);
— рабочая группа по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с тяжелыми множественными нарушениями развития Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов).
логопедическая помощь детям и взрослым, профессиональная подготовка дефектологических кадров.
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Раннее и дошкольное образование детей с ОВЗ