
Филатова Ирина Александровна
Должность: доцент
Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент
+7 (499) 134-50-05 Панфёрова 8, корп. 2. кабинет 417
filatovai@mgpu.ru
Преподаваемые дисциплиныУровень образования, квалификацииНаправление подготовки (или специальность)О себеОбласть научных интересовНаименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• Логопедия (Дизартрия)
• Логопедия (Афазия, алалия)
• Междисциплинарный подход в логопедической работе с детьми с нарушениями произносительной стороны речи
• Психолого-педагогическая диагностика и комплексная реабилитация пациентов с локальными поражениями мозга
• Система комплексной помощи детям с нарушениями речевого развития
• Системные нарушения речи у детей и их коррекция
• Теоретико-методологические основы логопедической помощи лицам с речевыми нарушениями
Научно-преподавательский стаж• Логопедия (Афазия, алалия)
• Междисциплинарный подход в логопедической работе с детьми с нарушениями произносительной стороны речи
• Психолого-педагогическая диагностика и комплексная реабилитация пациентов с локальными поражениями мозга
• Система комплексной помощи детям с нарушениями речевого развития
• Системные нарушения речи у детей и их коррекция
• Теоретико-методологические основы логопедической помощи лицам с речевыми нарушениями
34 года
Заслуги, награды- Отраслевая награда Министерства образования и науки Российской Федерации «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2008)
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2006)
Высшее педагогическое, Свердловский ордена Знак Почета государственный педагогический институт
Профессиональная переподготовка по программе «Государственное и муниципальное управление»
Профессиональная переподготовка по программе «Государственное и муниципальное управление»
Олигофренопедагогика и логопедия
Государственное и муниципальное управление
Общий стажГосударственное и муниципальное управление
34 года
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке• Педагогическая модерация учебных проектов, г. Москва, Московский городской педагогический университет, 2022 (36 часов).
• Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное дефектологическое образование», г. Москва, Московский педагогический государственный университет, 09.12.2022 (72 часа).
• Логопедическая помощь детям и взрослым в системе здравоохранения, г. Москва, Институт коррекционной педагогики, 03.11.2023 (72 часа).
• Модель подготовки педагогов-дефектологов, обеспечивающая единство содержания и структуры образовательных программ по профилям дефектологического образования («Ядро» Специального (дефектологического) образования), г. Москва, Московский педагогический государственный университет, 13.12.2023 (72 часа).
• Создание курса на базе ЛМС МГПУ, г Москва, Московский городской педагогический университет, 14.10.2024 (16 часов)
• Организационно-управленческие и организационно-методические основы высшего инклюзивного образования, г. Москва, Государственный университет управления, 12.12.2024 (72 часа).
• Научно-методическое обоснование и разработка новых моделей профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в условиях формирования национальной системы высшего образования, г. Москва, Московский педагогический государственный университет, 13.12.2024 (72 часа).
Основные публикации• Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное дефектологическое образование», г. Москва, Московский педагогический государственный университет, 09.12.2022 (72 часа).
• Логопедическая помощь детям и взрослым в системе здравоохранения, г. Москва, Институт коррекционной педагогики, 03.11.2023 (72 часа).
• Модель подготовки педагогов-дефектологов, обеспечивающая единство содержания и структуры образовательных программ по профилям дефектологического образования («Ядро» Специального (дефектологического) образования), г. Москва, Московский педагогический государственный университет, 13.12.2023 (72 часа).
• Создание курса на базе ЛМС МГПУ, г Москва, Московский городской педагогический университет, 14.10.2024 (16 часов)
• Организационно-управленческие и организационно-методические основы высшего инклюзивного образования, г. Москва, Государственный университет управления, 12.12.2024 (72 часа).
• Научно-методическое обоснование и разработка новых моделей профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в условиях формирования национальной системы высшего образования, г. Москва, Московский педагогический государственный университет, 13.12.2024 (72 часа).
- Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития: от изучения к новаторским практикам воспитания и обучения: с 1900 по 1990 гг. (хрестоматия) / М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2022.
- Методические рекомендации по использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации в процессе обучения и воспитания детей с ТМНР / М.: Институт коррекционной педагогики, 2023.
- Технологии диагностики и коррекции нарушений письма у школьников с дизартрией (учебное пособие) / М: Парадигма, 2024.
- Неврологические основы тяжелых нарушений речи (учебник) / М: ИНФРА−М, 2024.
Статьи:
- Симптоматика и механизмы нарушений двигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией / Специальное образование. − 2022. − № 2.
- Системный подход к изучению нарушений речи у детей в научных трудах профессора З.А. Репиной / Специальное образование. − 2023. − № 1.
- Технологии социально-коммуникативной реабилитации детей с системными нарушениями речи / Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: сборник науч. трудов по материалам VII межд. науч.-практ. конф. (г. Саранск, 30 марта 2023) / Мордовский государственный педагогический университет. — Саранск, 2023.
- Формирование речевого высказывания у детей с моторной алалией / Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 3.
- Исследование коммуникативных речевых умений у младших школьников с расстройствами аутистического спектра / Современная логопедия: между традициями и новациями в контексте проблем специального образования: сборник науч. трудов по материалам межд. науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 05−06 октября 2023 г.) / РГПУ им. А. И. Герцена. — г. Санкт-Петербург, 2023.
- Взаимодействие между личностью и профессией педагога-дефектолога / Специальное образование и социокультурная интеграция — 2023: теория и практика подготовки специалистов в системе высшего дефектологического образования: сборник науч. трудов по материалам межд. науч.-практ. конф. (г. Саратов, 27−28 октября 2023) / Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. — Саратов: СГУ, 2023.
- Формирование навыков общения у младших школьников с расстройствами аутистического спектра / Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе: сборник науч. трудов по материалам межд. науч.-практ. конф. (Беларусь, г. Брест, 22−23 февраля 2024) / БГУ им. А.С. Пушкина. — Брест, 2024.
- Аспекты формирования внутренней речи у старших дошкольников с нарушением слуха / Проблемы современного педагогического образования. — 2024. — № 84 (3).
- Анализ социального запроса на формирование компетенций коммуникативной направленности у будущих учителей-логопедов / Сибирский педагогический журнал образование. — 2024. — № 6.
- Работала преподавателем, заведующим кафедрой логопедии, директором Института специального образования Уральского государственного педагогического университета. Являлась основателем и главным редактором научно-методического журнала «Специальное образование», включенного в Перечень изданий, рекомендованных ВАК Российской Федерации для публикации результатов научных исследований.
- Член рабочей группы по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с тяжелыми множественными нарушениями развития Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов).
- Член союза реабилитологов России.
- Эксперт региональных этапов всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России».
- Эксперт всероссийской олимпиады для студентов «Я профессионал».
- Обладатель патентов «Способ оценки фонетического оформления речи», «Технология независимой оценки компетенций учителя-логопеда (логопеда)».
- Автор более 200 научных публикаций и методических работ.
- Подготовила двух кандидатов педагогических наук.
- Логопедическая помощь детям и взрослым
- Профессиональная подготовка дефектологических кадров.
• 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование – Логопедия
• 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование – Система логопедической помощи в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты
• 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование – Система логопедической помощи в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты