Top.Mail.Ru
Филатова Ирина Александровна

Филатова Ирина Александровна

Должность: доцент

Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент


+7 (499) 134-50-05 Панфёрова 8, корп. 2. кабинет 415

filatovai@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
• Логопедия (Дизартрия)
• Логопедия (Афазия, алалия)
• Теоретико-методологические основы логопедической помощи лицам с речевыми нарушениями
• Междисциплинарный подход в логопедической работе с детьми с нарушениями произносительной стороны речи
• Современные технологии логопедической помощи детям с речевыми нарушениями
• Система комплексной помощи детям с нарушениями речевого развития
• Основы экспериментальной и учебно-исследовательской деятельности студента
Научно-преподавательский стаж
30 лет
Заслуги, награды
  • Отраслевая награда Министерства образования и науки Российской Федерации «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2008);
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2006)
  • Грамоты и благодарности Правительства Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, ректора Уральского государственного педагогического университета.
Уровень образования, квалификации
Высшее, Свердловский ордена Знак Почета государственный педагогический институт, 1990.
Направление подготовки (или специальность)
квалификация: учитель и логопед вспомогательной школы, олигофренопедагог дошкольных учреждений;
Общий стаж
35 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• Организация учебного образовательного пространства обучающихся с использованием инструментов и средств ИКТ, г. Москва, АНО ДПО ФИПКиП, 26.02.2020 года (72 часа).
• Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций и проверка знаний требований охраны труда, г. Москва, АНО ДПО «Учебный центр СКБ Контур», 30.10.2020 года (40 часов).
• Нормативно-правовое обеспечение он-лайн обучения и организация виртуальной академической мобильности, г. Екатеринбург, ФГАОУ ВО УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 21.12.2020 года (72 часа).
• Методика противодействия коррупции в образовательных организациях: анализ, выявление, профилактика и принятие организационных мер, г. Омск, ООО «Институт новых технологий в образовании», 31.01.2021 года (36 часов).
• Основы работы в LMS Moodle, г. Екатеринбург, ФГБОУ ВО УрГПУ, 25.02.2021 (32 часа).
• Подготовка студентов педагогических специальностей к реализации образовательной деятельности со слепыми и слабовидящими обучающимися», г. Санкт-Петербург, ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, 08.06.2021 года (72 часа).
• Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего, г. Москва, Московский педагогический государственный университет, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 18.10.2021 года (72 часа).
• Обучение для внеочередной проверки знаний требований охраны труда, г. Москва, АНО ДПО «Учебный центр СКБ Контур», 25.03.2022 года (16 часов).
• Оказание первой помощи пострадавшим на производстве, г. Москва, Актион-университет, 30.09.2022 (16 часов).
• Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы охраны труда, г. Москва, Актион-университет, 30.09.2022 (16 часов).
• Педагогическая модерация учебных проектов, г. Москва, Московский городской педагогический университет, 2022 (36 часов).
• Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное дефектологическое образование», г. Москва, Московский педагогический государственный университет, 09.12.2022 (72 часа).
Основные публикации

Учебные издания и монографии:

  • Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. — 160 с.
  • Основы педагогики /М.: ИНФРА-М, 2019. — 272 c. — С. 124−152.
  • Формирование фонематической системы языка у детей с ринолалией / Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2020. — 80 с.
  • Формирование функциональной произносительной грамотности / Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2020. — 68 с.
  • Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития: от изучения к новаторским практикам воспитания и обучения: с 1900 по 1990 гг. / М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2022. — 464 с.
  • Диагностика и коррекция нарушений двигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией / М.: УМЦ «Добрый мир», 2021. — 118 с.

Статьи:

  • Модель психолого-педагогической работы по формированию мотивации к обучению русскому языку у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации федеральных стандартов / Специальное образование. — 2019. — № 1 (53). — С. 75−90.
  • Изучение профессиональной мотивации студентов в процессе воспитательной работы (обучающиеся бакалавриата по направлению «специальное (дефектологическое) образование») / Специальное образование. — 2019. — № 2 (54). — С. 18−26.
  • Формирование навыков читательской деятельности у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушением зрительного анализатора / Специальное образование. — 2019. — № 2 (54). — С. 83−94.
  • Research of Specialists' Needs for Digital Educational Tools for the Organization of Education of Students with Disabilities / Advances in Economics, Business and Management Research: proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference «Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth» (MTDE 2020). — Atlantis Press. — volume 138 — P. 835−840. Режим доступа: URL: www.atlantis-press.com/proceedings/mtde-20/125 939 793
  • Использование электронных и печатных изображений и текстов в обучении младших школьников с умственной отсталостью / Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2020. — № 198. — С. 99−106.
  • Модель психолого-педагогической диагностики интегративных компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи / Педагогическое образование в России. — 2021. — № 4. — С. 142−147.
  • Подготовка учителей-дефектологов с использованием дистанционных образовательных технологий: опыт российских педагогических вузов / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — № 5. — С. 59−66.
  • Симптоматика и механизмы нарушений двигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией Специальное образование. — 2022. — № 2. — С. 29−45.
  • Системный подход к изучению нарушений речи у детей в научных трудах профессора З.А. Репиной / Специальное образование. — 2023. — № 1. — С. 58−69.
О себе

В 1985 году поступила на дефектологический факультет Свердловского ордена Знак Почета государственного педагогического института, который окончила с отличием в 1990 году. Была распределена ассистентом кафедры психопатологии и логопедии этого же вуза. С 1994 по 1998 обучалась в аспирантуре Уральского государственного педагогического университета. Одновременно с работой в вузе и обучением в аспирантуре работала учителем-логопедом в школьных и дошкольных образовательных организациях г. Екатеринбурга.

В 1998 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по научной специальности 13.00.03 — Коррекционная педагогика (логопедия) на тему: «Коррекция нарушений речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса». В 2001 году было присвоено ученое звание доцента.

Под научным руководством Филатовой И.А. успешно защищены две кандидатские диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Осуществляет руководство научно-исследовательской работой обучающихся, показателями которого в 2020 году являются достижения студентов: два студента стали стипендиатами Губернатора Свердловской области и один студент — стипендиатом Президента Российской Федерации. Имеет более 150 научных и научно-методических публикаций, из них размещено в e-library 85, количество цитирований — 203, индекс Хирша — 8.

Является членом координационного совета по вопросам образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Свердловской области, членом конкурсной комиссии регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России». Принимает личное участие в реализации в Свердловской области инновационных образовательных и научных проектов: Государственной программы «Доступная среда»; Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов; мероприятиях по созданию условий для получения среднего профессионального и высшего образования людьми с ОВЗ в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016−2020 гг.; программах модернизации специального (дефектологического) образования в рамках взаимодействия с практическими образовательными организациями Свердловской области, Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), Московским педагогическим государственным университетом (Москва).

Является главным редактором научно-методического журнала «Специальное образование», включенного в Перечень изданий, рекомендованных ВАК Российской Федерации для публикации результатов научных исследований.

Филатова И.А., член следующих рабочих групп:
— рабочая группа по вопросам образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов);
— рабочая группа по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с тяжелыми множественными нарушениями развития Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов).

Область научных интересов

логопедическая помощь детям и взрослым, профессиональная подготовка дефектологических кадров.

Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Логопедия
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Раннее и дошкольное образование детей с ОВЗ